Важный вопрос: ошибки РППС

19.04.2022

На сегодняшний день все наши педагоги четко представляют как должна быть построена развивающая предметно пространственная среда группы. Но так было не всегда. Поэтому мы начали с изучения ошибок РППС. Анализ провела воспитатель подготовительной группы № 4 Минакова Ольга Петровна на педагогическом совещании в марте 2022 года.

Типичные ошибки в организации развивающей предметно - пространственной среды

1. Сенсорная агрессия оформления группы

 2. Неэстетичный подбор мебели (смешение пластиковой и деревянной мебели и оборудования). 

3. Школьная расстановка мебели: столы расставлены, как парты в школьном классе.

4. Мебель, не позволяющая  изменять границы зон группового пространства. Не выделены пространство для игры. Жесткое зонирование.

5. Нефункциональное структурирование пространства.

6. Отсутствие содержательного материала на полках группы.

7. Перегруженность пространства. Невозможность организации сюжетной игры. Сюжетные картинки выше роста ребенка.


Изучив ошибки и наметив пути решения проблем мы с интересом взялись за преобразования.  Рабочая группа очень подробно изучила книгу "Современный детский сад. Каким он должен быть"  О. А. Шиян. В ней представлены различные листы оценки развивающей среды. Мы решили использовать передовой опыт в своей работе. Рабочая группа составила лист оценки РППС и педагоги каждой группы провели анализ развивающей среды. 

Лист оценки развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО (март 2022 года)

Группа №_______ 

Воспитатели _____________________________________________

  Дата проведения оценки___________________________________

Позиции анализа

1

2

3

Комментарии эксперта

1.      В группе есть несколько удобно обустроенных центров активности, в которых дети могут играть по своему выбору, не мешая друг другу

 

 

 

 

2.      Дети не конкурируют из – за игрушек и места для игры

 

 

 

 

3.      Детям не приходится долго ждать в очереди, чтобы поиграть

 

 

 

 

4.      Среда легко трансформируется – может меняться в зависимости от потребностей и интересов детей, образовательной темы (складные материалы, ширмы, доски на колесиках для перемещения построек, крупные модули, коврики, которые можно раскатать и создать новое место для игры, занавески и т.п.)

 

 

 

 

5.      Педагог вводит понятные детям правила (например, сколько детей могут находиться в одном центре одновременно)

 

 

 

 

6.      В группе много предметов с незакрепленной функцией, которые можно использовать, как предметы - заместители

 

 

 

 

7.      Среда вариативна, предполагает сменяемость наполнения центров активности, есть отдельное место для хранения дополнительных материалов, которые дети могут брать по своему желанию

 

 

 

 

8.      Материалы для игр размещены в прозрачных емкостях с понятной детям маркировкой – символом или словом

 

 

 

 

9.      Созданы условия для свободного доступа детей к оборудованию, игрушкам, самостоятельного использования материалов (например, к материалам и игрушкам легко подойти, открыть контейнер или достать игрушку с открытой полки)

 

 

 

 

10.  Есть разделение на шумную и тихую зону, дети не мешают друг другу

 

 

 

 

11.  Педагог помогает детям самим участвовать в оформлении центров (прикреплять поясняющие рисунки, правила поведения в группе, расписание дня и т.д.)

 

 

 

 

12.  В группе есть оборудованный уголок для отдыха и уютное место для уединения

 

 

 

 

13.  В оформлении среды много детских работ (фотографии, рисунки, поделки, высказывания, записанные взрослыми, ростомер с указанием имен и т.п.)

 

 

 

 

14.  Материалы в группе связаны с интересами детей и событиями, которые происходят в настоящий момент или недавно происходили в группе (фото недавних событий, сезонные плакаты, сделанные с активным детским участием, выставки по прошедшим темам и т п )

 

 

 

 

15.  Многие материалы сделаны руками детей

 

 

 

 

16.  Детские работы разные благодаря тому, что дети сами выбрали, как реализовать свой замысел, даже если тема была задана педагогом

 

 

 

 

17.  Детские работы и другие материалы, предназначенные для детей, расположены так, чтобы их было удобно рассматривать (лучше на уровне глаз детей)

 

 

 

 

18.  Демонстрируются разные детские работы – из пластилина, глины, дерева, теста, оригами, рисунки, аппликация и тп)

 

 

 

 

19.  Дети участвуют в планировании образовательной деятельности в течение дня (например, на утреннем круге обсуждают планы на предстоящий день, выбирают виды деятельности, которым они хотели бы заниматься). Отражение данной деятельности наблюдается в предметной среде.

 

 

 

 

20.  В группе присутствуют элементы самостоятельного детского планирования (например, календари месяца и года, график запланированных дел, список интересующих детей тем, список детских вопросов, модель недели, календарь дней рождения и т.п.)

 

 

 

 

21.  Дети – авторы групповых традиций

 

 

 

 

22.  Надписи хорошо видны детям, понятны и обращены к ним (на уровне глаз детей, крупные буквы, это м/б название группы, список дежурств, меню, календарь наблюдений за погодой и пт)

 

 

 

 

23.  Значение надписей может быть легко расшифровано детьми (благодаря месту размещения или с помощью картинки)

 

 

 

 

24.  Педагог поощряет детей использовать письмо в реальном общении (создавать приглашения и афиши для родителей), в сюжетной игре (сделать меню в ресторан, написать рецепт или сделать самодельный календарь), а также для самовыражения (помогая создавать подписи к фотографиям, самодельные книжки и тп)

 

 

 

 

25.  Воспитатель время от времени записывает печатными буквами то, что говорят дети. Эти записи размещаются так, чтобы дети могли их увидеть.

 

 

 

 

26.  Воспитатель поддерживает попытки детей писать буквы, приветствует создание надписей, помогает разместить их в группе (например, буквы имени для шкафчиков, надписи на материалах и тп)

 

 

 

 

27.  Некоторые книги книжного уголка связаны с детскими интересами и той темой, которая в данный момент обсуждается в группе

 

 

 

 

28.  Рядом с книжными уголками имеется мягкая мебель, к которым легко подойти и самостоятельно выбрать книгу

 

 

 

 

29.  В группе есть место, где выставлены самодельные книги детей, поддерживается интерес к самостоятельному изготовлению книг.

 

 

 

 

30.  Созданы условия для практического использования цифр (календари, дни рождения детей, нумерация кроватей, шкафчиков и т.п.)Хочу такой сайт

 

 

 

 

31.  В группе созданы условия для счёта предметов (счёты, свободно передвигающиеся бусины на веревочке, ячейки для сортировки мелких предметов по обозначенному количеству, наборы мелких однородных предметов)

 

 

 

 

32.  В математических центрах имеются разные виды весов, предметы для взвешивания; разные виды линеек; приборы для измерения времени)

 

 

 

 

33.  В группе есть математические настольно – печатные игры

 

 

 

 

34.  В группе имеются дидактические материалы со схемами (танграм, «Сложи узор», палочки Кюизинера и т.п.)

 

 

 

 

35.  Модель дня предусматривает такую форму организации, как общий круг, в котором есть возможность математических действий и фиксации результатов (работа с календарем и определение даты, статистика – сколько мальчиков, сколько девочек и тп)

 

 

 

 

36.  В группах старшего возраста есть свидетельства самостоятельных детских исследований с использованием пересчёта – сколько в группе мишек, машинок и тп; измерений – например, сколько в одном метре ладошек, ступней; фиксация измерения роста детей

 

 

 

 

37.  Детям предоставляется выбор – участвовать в работе с техническими средствами или заниматься другими интересными для них видами деятельности

 

 

 

 

38.  Среда насыщена разнообразными материалами для разных видов активности детей, среди материалов представлены и информационно – технические средства, доступные детям (игрушечные или настоящие)

 

 

 

 

39.  В группе установлены правила использования технических средств. Дети участвуют в их установлении

 

 

 

 

40.  Ребенок может выбрать деятельность, связанную с использованием ИТ средств. При этом продолжительность единовременного взаимодействия для устройств с дисплеем соответствует СанПиН

 

 

 

 

41.  Результаты детских наблюдений и исследований обязательно фиксируются

 

 

 

 

42.  Результаты текущих и прошедших исследований и наблюдений размещаются в группе в свободном доступе

 

 

 

 

43.  Уголки науки доступны в течение всего дня, оборудование в рабочем состоянии, его хорошо видно

 

 

 

 

44.  Во всех уголках и центрах имеются материалы, обладающие свойством автодидактичности. Ребенок способен самостоятельно, без помощи взрослого уловить скрытый способ действия с ним

 

 

 

 

45.  В уголках науки на уровне глаз детей размещены правила пользования некоторыми предметами и материалами (схемы, алгоритм действий, надписи, сделанные детьми)

 

 

 

 

46.  В группе есть схемы проведения некоторых опытов; представлен результат наблюдений в виде записей, рисунков детей, фотографии детской деятельности

 

 

 

 

47.  Созданы условия для фиксации детьми результатов своих исследований (в доступе карандаш, бумага, фотоаппарат)

 

 

 

 

48.  В группе созданы условия для наблюдения за изменениями в живой природе прорастание семян, рост растений, размножение черенками и тп)

 

 

 

 

49.  В книжном уголке есть книги или альбомы по искусству

 

 

 

 

50.  В группе представлено много работ детей, они разнообразны и индивидуальны. Некоторые работы сделаны коллективно

 

 

 

 

51.  Работы оформлены, подписаны, имеют названия

 

 

 

 

52.  Работы располагаются на уровне глаз ребенка

 

 

 

 

53.  Рисунки и поделки отражают текущую образовательную деятельность

 

 

 

 

54.  В группе имеются незаконченные произведения, работа над которыми длится несколько дней

 

 

 

 

55.  Материалы всех центров хорошо организованы и удобны в уборке (например, коробка с мелкими кубиками не требует особых правил укладки деталей; наборы для СР игр – укладки материала по особым ячейкам; элементы костюмов – тщательного развешивания на вешалках)

 

 

 

 

56.  Педагог вместе с детьми создает наглядные модели – подсказки, чтобы помочь им самостоятельно одеться на прогулку, сервировать стол и т.п.

 

 

 

 

57.  Детям доступны разнообразные материалы, позволяющие им получить опыт понимания своего  тела и внутреннего состояния (бытовые приборы для измерения параметров тела – весы, ростомер, прибор для измерения температуры, сердцебиения и т.п.)

 

 

 

 

58.  В группе имеются наглядные материалы, напоминающие детям о правилах здорового образа жизни, в том числе сделанные самими детьми

 

 

 

 

59.  В помещении группы организована специальная зона двигательной активности, доступная детям во время свободной деятельности  (горки, оборудование для лазанья, скалодром с матами, скакалки, мячи разного размера, кольцеброс и тп)

 

 

 

 

60.  Есть свидетельства уважения взрослых к результатам детской деятельности (фотографии поделок, построек, зарисовки, схемы, образцы детских записей и т.п.)

 

 

 

 

61.  В непосредственной близости от материалов выделено удобное место для занятий с этим материалом, обозначены правила работы с материалом

 

 

 

 

 

Проведенный анализ помог определить наши ошибки и спланировать работу по преобразованию РППС наших групп.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.07.2022

Дата обновления: 20.07.2022

Дата публикации: 19.04.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».