Наставничество

    

18.12.2023

Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве.

 Программа наставничества (далее  – Программа) разработана в соответствии с документами, регламентирующими образовательную деятельность:

-        Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745;

-        распоряжением Правительства от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» https://docs.cntd.ru/document/420237592;

-        распоряжением Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» https://docs.edu.gov.ru/document/b014f0f434e770efe527956bdb272a38/download/2649/;

-        письмом Минпросвещения от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» https://docs.cntd.ru/document/564445229;

 

Функции образовательной организации, осуществляющей внедрение целевой модели наставничества:

- разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели;
        - реализация программ наставничества;

- реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества;
        - назначение куратора внедрения целевой модели наставничества в образовательной организации;
        - инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества;
        - осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества;
        - проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества (в ведении образовательной организации);
        - обеспечение формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;
        - обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.

 

Для реализации целевой модели наставничества в МБДОУ № 94 г. Калуги разработано «Положение о системе наставничества педагогических работников в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 94 «Забава» города Калуги».

Цель системы наставничества педагогических работников в МБДОУ № 94 г. Калуги - реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной организации, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.

 

В нашем дошкольном учреждении применяются разнообразные формы наставничества («педагог - педагог», «руководитель образовательной организации - педагог», «работодатель - студент», «педагог вуза/колледжа - молодой педагог образовательной организации» и другие) по отношению к наставнику или группе наставляемых. Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели персонализированной программы наставничества педагога, имеющихся профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов. Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости от запланированных эффектов.Хочу такой сайт

Виртуальное (дистанционное) наставничество - дистанционная форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы и др. Обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник - наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц.

Наставничество в группе - форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).

Краткосрочное или целеполагающее наставничество - наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь поставленных целей.

Реверсивное наставничество - профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации воспитательно-образовательного  процесса.

Ситуационное наставничество - наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.

Скоростное наставничество - однократная встреча наставляемого (наставляемых)       с  наставником    более высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения «наставник - наставляемый» («равный - равному»).

Традиционная форма наставничества («один-на-один») - взаимодействие между более опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного времени. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др.

Форма наставничества «воспитатель – воспитатель (специалист-специалист)» - способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «воспитатель-профессионал - воспитатель, вовлеченный в различные формы поддержки и сопровождения».

Форма наставничества «руководитель образовательной организации – воспитатель (специалист)» способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «руководитель образовательной организации – воспитатель (специалист)», нацеленную на совершенствование образовательного процесса и достижение желаемых результатов руководителем образовательной организации посредством создания необходимых организационно-педагогических, кадровых, методических, психолого-педагогических условий и ресурсов.

Ожидаемым результатом работы наставников нашего дошкольного учреждения будет высокий уровень включенности молодых специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала.

Положение о системе наставничества педагогических работников МБДОУ № 94 г. Калуги.pdf (скачать) (посмотреть)
Дорожная карта по реализации системы наставничества.pdf (скачать) (посмотреть)
Программа "Молодой педагог - начало пути" МБДОУ № 94 г. Калуги.pdf (скачать) (посмотреть)

19.12.2023

images (1).jpg

В статье представлен опыт работы по разработке и реализации комплекса мер, направленных на профессиональное развитие педагогов при переходе на ФОП ДО

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».