18.12.2023
Наставничество
– это универсальная технология передачи опыта,
формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через
неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве.
Программа наставничества (далее –
Программа) разработана в соответствии с документами,
регламентирующими образовательную деятельность:
-
Федеральным
законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745;
-
распоряжением
Правительства от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ
государственной молодежной политики Российской Федерации на период
до 2025 года» https://docs.cntd.ru/document/420237592;
-
распоряжением
Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии
(целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального образования,
в том числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися» https://docs.edu.gov.ru/document/b014f0f434e770efe527956bdb272a38/download/2649/;
-
письмом
Минпросвещения от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой
модели наставничества и методических рекомендаций» https://docs.cntd.ru/document/564445229;
Функции
образовательной организации, осуществляющей внедрение целевой модели
наставничества:
- разработка и реализация
мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели;
- реализация программ
наставничества;
- реализация кадровой политики, в том числе:
привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих
участие в программе наставничества;
- назначение куратора внедрения
целевой модели наставничества в образовательной организации;
- инфраструктурное и
материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества;
- осуществление
персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов,
участвующих в программах наставничества;
- проведение внутреннего
мониторинга реализации и эффективности программ наставничества (в ведении образовательной
организации);
- обеспечение формирования баз
данных программ наставничества и лучших практик;
- обеспечение условий для
повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников,
задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате
непрерывного образования.
Для
реализации целевой модели наставничества в МБДОУ № 94 г. Калуги разработано «Положение
о системе наставничества педагогических
работников в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 94
«Забава» города Калуги».
Цель
системы наставничества
педагогических работников в МБДОУ № 94 г. Калуги - реализация комплекса мер по
созданию эффективной среды наставничества в образовательной организации,
способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению,
личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и
закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
В нашем дошкольном учреждении применяются разнообразные
формы наставничества («педагог - педагог», «руководитель образовательной
организации - педагог», «работодатель - студент», «педагог вуза/колледжа -
молодой педагог образовательной организации» и другие) по отношению к
наставнику или группе наставляемых. Применение форм наставничества выбирается в
зависимости от цели персонализированной программы наставничества педагога,
имеющихся профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся
кадровых ресурсов. Формы наставничества используются как в одном виде, так и в
комплексе в зависимости от запланированных эффектов.
Виртуальное (дистанционное) наставничество - дистанционная форма организации
наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий,
таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные
сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы и др. Обеспечивает
постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между
наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник
- наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных
наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц.
Наставничество в группе - форма наставничества, когда один
наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более
человек).
Краткосрочное или целеполагающее
наставничество -
наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для
постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные
результаты. Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить
себя в период между встречами и достичь поставленных целей.
Реверсивное наставничество - профессионал младшего возраста
становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций,
технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в
вопросах методики и организации воспитательно-образовательного процесса.
Ситуационное наставничество - наставник оказывает помощь или
консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль
наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или
иную ситуацию, значимую для его подопечного.
Скоростное наставничество - однократная встреча наставляемого
(наставляемых) с наставником более
высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью построения
взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими проблемами и
интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и
устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе
информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным
опытом, а также наладить отношения «наставник - наставляемый» («равный -
равному»).
Традиционная форма наставничества («один-на-один») - взаимодействие между более опытным и начинающим работником в
течение определенного продолжительного времени. Обычно проводится отбор
наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт, навыки, личностные
характеристики и др.
Форма наставничества «воспитатель – воспитатель
(специалист-специалист)» - способ реализации целевой модели наставничества через
организацию взаимодействия наставнической пары «воспитатель-профессионал - воспитатель,
вовлеченный в различные формы поддержки и сопровождения».
Форма наставничества «руководитель
образовательной организации – воспитатель (специалист)» способ реализации целевой модели
наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары
«руководитель образовательной организации – воспитатель (специалист)»,
нацеленную на совершенствование образовательного процесса и достижение желаемых
результатов руководителем образовательной организации посредством создания
необходимых организационно-педагогических, кадровых, методических,
психолого-педагогических условий и ресурсов.
Ожидаемым результатом работы наставников нашего дошкольного учреждения будет
высокий уровень включенности молодых специалистов в педагогическую работу,
культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в
собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала.
19.12.2023
В статье представлен опыт работы по разработке и реализации комплекса мер, направленных на профессиональное развитие педагогов при переходе на ФОП ДО
Просмотров всего: , сегодня: