02.12.2020
Актуальность
необходимости повышения интереса к детскому чтению сейчас неоспорима:
современный мир и его цифровые гаджеты давно проникли во все сферы жизни
человека, порой заменяя ему чтение книг. Это касается, как взрослых, так и
детей. К сожалению, чтение книг в современном мире уходит на задний план.
Конечно, кардинально изменить ситуацию
чтения книг дома педагоги не могут, однако в рамках дошкольного учреждения повлиять
на интерес к чтению книг мы способны, и наш опыт по внедрению технологии
медиапроектирования это доказывает.
В соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования
необходимость перехода на новую ступень развития в дошкольном учреждении
обусловлена пересмотром содержания, разработкой и внедрением новых подходов и
педагогических технологий, создающих условия для профессионального роста
педагогов, творческих и инновационных процессов в управлении качеством дошкольного
образования [3].
Технология медиапроектирования – это инновационная
педагогическая технология, предназначенная для повышения читательской
активности воспитанников, развития читательской грамотности в образовательных
организациях.
Буктрейлер – видеоролик рекламного характера, рассказывающий в
произвольной художественной форме о книге. Включает в себя самые яркие и
узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание. Цель таких роликов –
пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам с помощью визуальных средств.
Использование
технологии медиапроектирования в отношении детей решает следующие задачи:
привлечение внимания к художественной литературе, развитие самостоятельности и
инициативности, формирование предпосылок учебной деятельности, развитие речи,
творческого потенциала детей, реализация потребности детей в общении друг с
другом, воспитание нравственных качеств личности, развитие умения работать в
команде и сотрудничать друг с другом; в отношении родителей: укрепление
сотрудничества между ДОО и родителями воспитанников, способствование вовлечению
родителей в образовательную работу ДОО, повышение осознанности родителями
значимости своей роли в воспитании детей.
Дошкольное
детство, а именно старший дошкольный возраст, - это особый возрастной период,
когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения
во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой). Это возраст,
когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той
или иной ситуации жизни ребенка [2].
Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования решает ряд
задач направленных на: создание условий развития детей дошкольного возраста,
открывающих возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего
личностного развития, развития инициативы, творческого потенциала и творческих
способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности [1].
В нашем дошкольном учреждении, педагогом старшей группы № 4
Минаковой Ольгой Петровной проводилась апробация внедрения технологии
медиапроектирования в работу с детьми старшего дошкольного возраста (см. табл.1).
Таблица 1
Алгоритм создания буктрейлеров в условиях ДОО
На подготовительном
этапе была разработана папка-передвижка для родителей «Современные технологии и
чтение – взаимоисключающие или взаимосвязанные понятия?» с помощью которой
родители воспитанников познакомились с понятием «буктрейлер»; основной
его задачей – рассказать о книге, заинтересовать читателя, создать
мотивационную интригу, которая станет толчком для возникновения интереса у
ребенка к сюжету художественного произведения; его основными этапами создания и т.д.
Следующий этап – этап реализации, начался с демонстрации готового
буктрейлера детям. На данном этапе педагогом решалась задача стимулирования
интереса к конкретной книге. В старшей группе нами был выбран видеоролик к венгерской
сказке «Два жадных медвежонка», т.к. этот буктрейлер отвечал следующим
требованиям: продолжительность ролика не более 3 минут, наличие сюрпризного
момента, удерживающего внимание детей, характерный эмоциональный посыла героя.
Знакомить детей с готовым буктрейлером целесообразно как в
процессе НОД, так и в совместной деятельности с детьми. Мы демонстрировали
буктрейлер в совместной деятельности с детьми, таким образом предоставляя
возможность детям высказаться после просмотра, поделиться впечатлениями. Детям необходимо задать вопросы,
ответы на которые помогут педагогу ясно понять, появился ли интерес у детей к
этой книге или нет:
−
как называется эта книга?
−
кто является главными героями?
−
как вы думаете, о чем эта книга?
−
как вы считаете, что могло произойти потом? (вопросы варьируются в
зависимости от сюжета буктрейлера). На
этом этапе удобно провести работу по развитию творческого воображения
дошкольников, используя приём «открытый финал произведения», тем самым
предлагая детям придумать свой вариант финала книги.
−
вам интересно было бы узнать, что случилось дальше?
Если буктрейлер подобран правильно, то есть соответствует
всем необходимым требованиям: высокое качество видео; оптимальный по
длительности (не превышает 3 минут); соответствует содержанию книги и возрасту
детей; ярко выражена эмоциональность героев; совмещение нескольких используемых
средств монтажа, а именно: музыкальное сопровождение, яркие зрительные образы,
анимация, быстрота смены картинки, динамика сюжета.
Как правило, если все выше перечисленные требования к
буктрейлеру соблюдены, после просмотра у детей проявляется интерес как к самому
видео («А что это за видео?», «Где снимали это видео?», «Кто снимал видео?»),
так и к книге («Что это за книга?», «Эта ребята принесут нам эту книгу?»). На
этом этапе педагогу необходимо в доступной для детей форме объяснить им, что
такое буктрейлер (к примеру, можно провести аналогию с трейлером фильма), а
также важно дать понять детям, что создавать буктрейлер могут все
желающие.
После просмотра буктрейлера педагог прочла детям венгерскую сказку
«Два жадных медвежонка» и предложила снять свой буктрейлер по данной сказке для
ребят средней группы, так как именно в этом возрасте дети знакомятся с этой
сказкой по комплексной образовательной программе дошкольного образования
«Детство». После того, как у детей проявится интерес к созданию собственного
буктрейлера, следует совместно с детьми прояснить, ДЛЯ ЧЕГО мы будем создавать
этот видеоролик. В нашем случае прозвучал ответ детей: «Чтобы показать его
другим ребятам, чтобы они захотели прочитать эту книгу». В процессе обсуждения
сценария, ребята предложили сыграть сценку из сказки. На этом этапе важно помнить, что не
стоит раскрывать весь сюжет книги, красивая, загадочная недосказанность – вот,
на чем нужно сделать акцент. К этой работе были
подключены и родители: учили дома с детьми слова понравившегося героя из
сказки. В ходе проведенного в группе кастинга, мы распределили роли среди
детей. Подобрали необходимые декорации и выбрали съемочную группу: режиссера,
помощника режиссера, оператора. В ролях: звукооператора и
художника-иллюстратора приняли участие все дети. Играя роль звукооператоров,
ребята с удовольствием выбирали музыку из разных жанров, подходящую к нашей
сказке. Продуктивной деятельностью (рисование) стало создание иллюстраций к
сказке, где ребята в роли художников-иллюстраторов изображали понравившейся
сюжет из сказки. В данный вид деятельности можно подключать и родителей, где
они в домашних условиях могут создавать
различные продукты (лепка героев, рисование детьми полюбившихся из книги
сюжетов, создание книг и др. виды творчества).
После
того, как буктрейлер к сказке «Два жадных медвежонка» был готов, педагог
продемонстрировал детям результат их труда на экране в группе детского сада.
Дети были очень воодушевлены, они испытали восторг и настоящую бурю эмоций:
ведь все, кто принимал участие в создании буктрейлера, увидели «плоды» своей
работы в готовом видеоролике. Иначе говоря, дети смогли почувствовать себя
самостоятельными, их инициатива была поддержана из-за чего они стали
чувствовать себя увереннее, стали смелее высказывать свою точку зрения, чувствуя
эмоциональную поддержку педагога, развили социально-коммуникативные навыки:
стали легче и с большим удовольствием
работать в команде, прислушиваясь к мнению остальных и осознавая при
этом равноценность этих мнений.
Затем
готовый видеоролик был передан выбранной группе, таким образом технология
медиапроектирования начала внедряться в работу остальных групп.
Важно
отметить, что в ходе работы над буктрейлером затрагиваются
практически все образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное
развитие (работа в группе детей, умение сотрудничать с детьми,
договариваться, распределение ролей), познавательное развитие (создание
условий для развития любознательности детей, поиск вариантов решений проблемных
ситуаций, поддержание детской инициативы), речевое развитие (построение
связных предложений, работа над выразительностью речи, развитие монологической
и диалогической речи), художественно-эстетическое развитие (создание
условий для развития творческих навыков, работа над положительным восприятием
художественных произведений, формирование мировосприятия ребенка средствами
искусства).
Используемая литература:
1.
Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования. https://fgos.ru/
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.12.2020
Дата обновления: 28.04.2022
Дата публикации: 02.12.2020
Комментарии1
Светлана
15 Апреля 2021, 12:07
Уважаемая Ольга Петровна, от лица
всех родителей выражаем Вам огромную благодарность за ваш творческий подход к нашим детям! Это просто восхитительно!!!
Новый комментарий