Опыт работы: создание буктрейлера в условиях дошкольной образовательной организации

02.12.2020

Ccылка на видео


Актуальность необходимости повышения интереса к детскому чтению сейчас неоспорима: современный мир и его цифровые гаджеты давно проникли во все сферы жизни человека, порой заменяя ему чтение книг. Это касается, как взрослых, так и детей. К сожалению, чтение книг в современном мире уходит на задний план.

         Конечно, кардинально изменить ситуацию чтения книг дома педагоги не могут, однако в рамках дошкольного учреждения повлиять на интерес к чтению книг мы способны, и наш опыт по внедрению технологии медиапроектирования это доказывает.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования необходимость перехода на новую ступень развития в дошкольном учреждении обусловлена пересмотром содержания, разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий, создающих условия для профессионального роста педагогов, творческих и инновационных процессов в управлении качеством дошкольного образования [3].

Технология медиапроектирования – это инновационная педагогическая технология, предназначенная для повышения читательской активности воспитанников, развития читательской грамотности в образовательных организациях.

Буктрейлер – видеоролик рекламного характера, рассказывающий в произвольной художественной форме о книге. Включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам с помощью визуальных средств.

Использование технологии медиапроектирования в отношении детей решает следующие задачи: привлечение внимания к художественной литературе, развитие самостоятельности и инициативности, формирование предпосылок учебной деятельности, развитие речи, творческого потенциала детей, реализация потребности детей в общении друг с другом, воспитание нравственных качеств личности, развитие умения работать в команде и сотрудничать друг с другом; в отношении родителей: укрепление сотрудничества между ДОО и родителями воспитанников, способствование вовлечению родителей в образовательную работу ДОО, повышение осознанности родителями значимости своей роли в воспитании детей.

Дошкольное детство, а именно старший дошкольный возраст, - это особый возрастной период, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой). Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка [2].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования решает ряд задач направленных на: создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы, творческого потенциала и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности [1].

В нашем дошкольном учреждении, педагогом старшей группы № 4 Минаковой Ольгой Петровной проводилась апробация внедрения технологии медиапроектирования в работу с детьми старшего дошкольного возраста (см. табл.1).

Таблица 1

Алгоритм создания буктрейлеров в условиях ДОО

Подготовительный этап

Работа с родителями

Папка-передвижка: «Современные технологии и чтение – взаимоисключающие или взаимосвязанные понятия?»

Этап реализации

Демонстрация готового буктрейлера

Обсуждение с детьми

Создание собственного буктрейлера

 

1)    Выбор книги;

2)    Написание сценария;

3)    Визуализация сценария, «оживление»;

4)    Съемка и видеомонтаж.

Заключительный этап

Распространение созданного детьми совместно с педагогом буктрейлера

Просмотр созданного буктрейлера другими детьми в дошкольном учреждении. Демонстрация готового творческого продукта среди родителей воспитанников группы №4 в чате группы ватсап.Хочу такой сайт

         На подготовительном этапе была разработана папка-передвижка для родителей «Современные технологии и чтение – взаимоисключающие или взаимосвязанные понятия?» с помощью которой родители воспитанников познакомились с понятием «буктрейлер»; основной его задачей – рассказать о книге, заинтересовать читателя, создать мотивационную интригу, которая станет толчком для возникновения интереса у ребенка к сюжету художественного произведения; его основными этапами создания и т.д.

Следующий этап – этап реализации, начался с демонстрации готового буктрейлера детям. На данном этапе педагогом решалась задача стимулирования интереса к конкретной книге. В старшей группе нами был выбран видеоролик к венгерской сказке «Два жадных медвежонка», т.к. этот буктрейлер отвечал следующим требованиям: продолжительность ролика не более 3 минут, наличие сюрпризного момента, удерживающего внимание детей, характерный эмоциональный посыла героя.

Знакомить детей с готовым буктрейлером целесообразно как в процессе НОД, так и в совместной деятельности с детьми. Мы демонстрировали буктрейлер в совместной деятельности с детьми, таким образом предоставляя возможность детям высказаться после просмотра, поделиться впечатлениями. Детям необходимо задать вопросы, ответы на которые помогут педагогу ясно понять, появился ли интерес у детей к этой книге или нет:

       как называется эта книга?

       кто является главными героями?

       как вы думаете, о чем эта книга?

       как вы считаете, что могло произойти потом? (вопросы варьируются в зависимости от сюжета буктрейлера). На этом этапе удобно провести работу по развитию творческого воображения дошкольников, используя приём «открытый финал произведения», тем самым предлагая детям придумать свой вариант финала книги.

       вам интересно было бы узнать, что случилось дальше?

         Если буктрейлер подобран правильно, то есть соответствует всем необходимым требованиям: высокое качество видео; оптимальный по длительности (не превышает 3 минут); соответствует содержанию книги и возрасту детей; ярко выражена эмоциональность героев; совмещение нескольких используемых средств монтажа, а именно: музыкальное сопровождение, яркие зрительные образы, анимация, быстрота смены картинки, динамика сюжета.

         Как правило, если все выше перечисленные требования к буктрейлеру соблюдены, после просмотра у детей проявляется интерес как к самому видео («А что это за видео?», «Где снимали это видео?», «Кто снимал видео?»), так и к книге («Что это за книга?», «Эта ребята принесут нам эту книгу?»). На этом этапе педагогу необходимо в доступной для детей форме объяснить им, что такое буктрейлер (к примеру, можно провести аналогию с трейлером фильма), а также важно дать понять детям, что создавать буктрейлер могут все желающие.

После просмотра буктрейлера педагог прочла детям венгерскую сказку «Два жадных медвежонка» и предложила снять свой буктрейлер по данной сказке для ребят средней группы, так как именно в этом возрасте дети знакомятся с этой сказкой по комплексной образовательной программе дошкольного образования «Детство». После того, как у детей проявится интерес к созданию собственного буктрейлера, следует совместно с детьми прояснить, ДЛЯ ЧЕГО мы будем создавать этот видеоролик. В нашем случае прозвучал ответ детей: «Чтобы показать его другим ребятам, чтобы они захотели прочитать эту книгу». В процессе обсуждения сценария, ребята предложили сыграть сценку из сказки. На этом этапе важно помнить, что не стоит раскрывать весь сюжет книги, красивая, загадочная недосказанность – вот, на чем нужно сделать акцент. К этой работе были подключены и родители: учили дома с детьми слова понравившегося героя из сказки. В ходе проведенного в группе кастинга, мы распределили роли среди детей. Подобрали необходимые декорации и выбрали съемочную группу: режиссера, помощника режиссера, оператора. В ролях: звукооператора и художника-иллюстратора приняли участие все дети. Играя роль звукооператоров, ребята с удовольствием выбирали музыку из разных жанров, подходящую к нашей сказке. Продуктивной деятельностью (рисование) стало создание иллюстраций к сказке, где ребята в роли художников-иллюстраторов изображали понравившейся сюжет из сказки. В данный вид деятельности можно подключать и родителей, где они в домашних условиях могут         создавать различные продукты (лепка героев, рисование детьми полюбившихся из книги сюжетов, создание книг и др. виды творчества).

После того, как буктрейлер к сказке «Два жадных медвежонка» был готов, педагог продемонстрировал детям результат их труда на экране в группе детского сада. Дети были очень воодушевлены, они испытали восторг и настоящую бурю эмоций: ведь все, кто принимал участие в создании буктрейлера, увидели «плоды» своей работы в готовом видеоролике. Иначе говоря, дети смогли почувствовать себя самостоятельными, их инициатива была поддержана из-за чего они стали чувствовать себя увереннее, стали смелее высказывать свою точку зрения, чувствуя эмоциональную поддержку педагога, развили социально-коммуникативные навыки: стали легче и с большим удовольствием  работать в команде, прислушиваясь к мнению остальных и осознавая при этом равноценность этих мнений.

Затем готовый видеоролик был передан выбранной группе, таким образом технология медиапроектирования начала внедряться в работу остальных групп.

Важно отметить, что в ходе работы над буктрейлером затрагиваются практически все образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие (работа в группе детей, умение сотрудничать с детьми, договариваться, распределение ролей), познавательное развитие (создание условий для развития любознательности детей, поиск вариантов решений проблемных ситуаций, поддержание детской инициативы), речевое развитие (построение связных предложений, работа над выразительностью речи, развитие монологической и диалогической речи), художественно-эстетическое развитие (создание условий для развития творческих навыков, работа над положительным восприятием художественных произведений, формирование мировосприятия ребенка средствами искусства).

 

Используемая литература:

1.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. https://fgos.ru/ 

  

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 02.12.2020

Дата обновления: 28.04.2022

Дата публикации: 02.12.2020

Комментарии1

Светлана

15 Апреля 2021, 12:07

Уважаемая Ольга Петровна, от лица
всех родителей выражаем Вам огромную благодарность за ваш творческий подход к нашим детям! Это просто восхитительно!!!

Новый комментарий

Новый комментарий

image
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».