07.07.2021
Изучение инклюзивного образования в
современном дошкольном образовании требует формирование компетентности у
родителей, имеющих детей с речевой патологией и яляется одной из основных
проблем, находящихся на стыке психологии, педагогики и логопедии. Инклюзия
предполагает, что современная система образования реализуется на признании
права на общее развитие и самореализацию в любом образовательном учреждении
ребёнка, независимо от состояния его здоровья, а также активное участие в
судьбе ребёнка-логопата и родителей (развитие, воспитание, сопровождение и
коррекция).
Понятие
«компетентность» (лат. competentia, от competo – совместно добиваюсь, достигаю,
соответствую, подхожу) в словаре трактуется как «обладание знаниями,
позволяющими судить о чём-либо», «осведомлённость, правомочность»,
«авторитетность, полноправность».
В
психологии преобладает точка зрения, согласно которой понятие «компетентность»
включает знания, умения, навыки, а также способы выполнения деятельности (А.Л.
Журавлёв, Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров, А.И. Щербаков и др.). Л.М. Митина
трактует это понятие как «доскональное знание своего дела, существа выполняемой
работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств
достижения намеченных целей».
Родителям,
имеющих речевых детей для формирования своей компетентности необходимо знать их
особенности развития, а именно с раннего детства для таких детей характерно
отставание в появлении лепета, первых слов, фразовой речи. В статье мы
рассмотрим детей с ОНР, дизартрией, тоесть с часто встречающимися на настоящий
момент тяжёлыми речевыми нарушениями в обычных массовых детских садах.
Желание
к речевому общению у детей-логопатов проявляется специфически:
ü проявление негативизма при попытке
вступить в речевой контакт;
ü желание речевого контакта и при этом
повышенная раздражительность, эмоциональная лабильность, психозы при не
понимании речи окружающими;
ü дети могут быть очень общительными,
но со всеми без разбора и при этом их речевые высказывания носят поверхностный
характер, пусты по содержанию;
ü чаще всего дети отказываются от
речевого контакта.
Как мы знаем речевая
интенция (стремление к речевому контакту) зависит и от сохранности
интеллектуального развития ребёнка, а если ребёнок начал поздно говорить,
отсутствует интерес к общению, то и, следовательно, начинаетзапаздывать и
задерживаться психическое развитие ребёнка в целом и поэтому при общем активном
говорении речь ребёнка-логопата будет пустой, бессмысленной. Родители не
достаточно понимают связь речи и развития интеллекта своего ребёнка, не
отслеживают даже пассивный словарный запас, когда можно не настаивать на
произнесении слов, а просто просить ребёнка показывать предметы, картинки, тем
самым активизируя познавательные процессы (память, мышление, внимание).
В специальной литературе приводятся также примеры когда дети,
при общении даже с родителями применяют различные уловки, отказываются от
речевого контакта стесняясь своего дефекта.
По данным К.М. Мастюковой у детей-логопатов речевые нарушения
сочетаются с двигательной неподготовленностью организма, а именно запаздывает
способность садиться, ползать, ходить, мелкая моторика – захватывание пальцами
рук мелких деталей игрушек, одежды, нет согласованности движений общей моторики
и моторики рук.
Эмоционально-волевая сфера тоже проявляется своеобразно – у
детей-логопатов родители наблюдают повышенную эмоциональную возбудимость,
истощаемость нервной системы, дети очень плаксивы, требовательны, капризны,
может наблюдаться плохой сон, неустойчивый аппетит, различные проявления ослабленности
соматического состояния здоровья, плохо переносят смену погоды и т.д.
Так же для родителей должно быть, очевидно, что у
детей-логопатов наблюдаются особенности пространственного познания, которые
проявляются в затруднении при овладении бытовыми навыками (гигиена полости рта,
умение обуваться и одеваться самостоятельно, в умении управляться со столовыми
приборами, пользоваться ножницами и т.д.).
Если родители водят дошкольников с речевой патологией в кружки и
центры развития, например, на танцы или гимнастику, то могут наблюдать
сложности при согласовании движений с музыкой, нарушение ритмического рисунка
танца, дети выглядят неуклюже, плохо удерживают равновесие при выполнении
сложных движений и очень медленно по сравнению со здоровыми сверстниками
осваивают элементы танца или гимнастического упражнения.
В работах Т.Л. Фотекова уделяется внимание общеорганическим
проявлениям у детей с тяжёлыми речевыми дефектами – это снижение умственной
работоспособности, утомляемость, низкая переключаемость, слабая переключаемость
с одного вида деятельности на другой. Родителям необходимо учитывать, что у
детей-логопатов небольшой объём памяти (заучивание стихотворений, изучение
тематического материала, инструкции и т.п.), низкое произвольное внимание (отвлекаемость,
утомляемость, отсутствие интереса к занятиям), недостаточное воспроизведение
изученного материала и в итоге несформированность наглядно-действенного
мышления, отсутствие осознанной мотивации при изучении игр, лексических и
грамматических тем, грамоты, счёта.
Родителям нужно понимать, что при всех выше перечисленных
особенностей детей-логопатов у них будет страдать и личность ребёнка в целом.
По мнению И.Ю. Левченко и Г.Х. Юсупова у детей-логопатов будут наблюдаться
истероидные проявления характера или заторможенность, избегание трудностей и не
конфортное состояние в новой обстановке или при внесении нового в режиме дня
ребёнка, могут быть грубыми, не послушными, раздражительными, конфликтными и
крикливыми.
Таким образом, родителям ребёнка-логопата, формируя
компетентность, необходимо соблюдать следующие условия для его дальнейшего
развития, воспитания, коррекции:
Ø знать особенности диагноза
собственного ребёнка-логопата и особенности его проявления в эмоционально-волевой,
психологической и личностной сферах;
Ø соблюдение режима дня;
Ø постоянство в методах и приёмах,
структуре проведения занятий дома;
Ø консультироваться со специалистами и
выполнять их рекомендации;
Ø самим родителям получать помощь от
психолога, чтобы не было эмоциональных срывов от поведения собственного
ребёнка;
Ø водить ребёнка на дополнительные
занятия к специалистам регулярно и систематически;
Ø верить в своего ребёнка-логопата и
видеть и ценить его успехи.
Список литературы:
1.
Внедрение
ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций [Текст] / сост.
Н.В. Нищева. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2014. – 384 с.
2.
Денисова,
О.А. Сопровождение детей с ОВЗ в рамках комплексного многоуровневого
образовательного пространства [Текст] // ж/л «Ленинградского Государственного
Университета им. А.С. Пушкина», выпуск №3/2008.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.07.2021
Дата обновления: 08.07.2021
Дата публикации: 07.07.2021
Комментарии0
Новый комментарий