Особенности формирования компетентности у родителей детей-логопатов в рамках ФГОС ДО

07.07.2021

Изучение инклюзивного образования в современном дошкольном образовании требует формирование компетентности у родителей, имеющих детей с речевой патологией и яляется одной из основных проблем, находящихся на стыке психологии, педагогики и логопедии. Инклюзия предполагает, что современная система образования реализуется на признании права на общее развитие и самореализацию в любом образовательном учреждении ребёнка, независимо от состояния его здоровья, а также активное участие в судьбе ребёнка-логопата и родителей (развитие, воспитание, сопровождение и коррекция).

         Понятие «компетентность» (лат. competentia, от competo – совместно добиваюсь, достигаю, соответствую, подхожу) в словаре трактуется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо», «осведомлённость, правомочность», «авторитетность, полноправность».

         В психологии преобладает точка зрения, согласно которой понятие «компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы выполнения деятельности (А.Л. Журавлёв, Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров, А.И. Щербаков и др.). Л.М. Митина трактует это понятие как «доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей».

         Родителям, имеющих речевых детей для формирования своей компетентности необходимо знать их особенности развития, а именно с раннего детства для таких детей характерно отставание в появлении лепета, первых слов, фразовой речи. В статье мы рассмотрим детей с ОНР, дизартрией, тоесть с часто встречающимися на настоящий момент тяжёлыми речевыми нарушениями в обычных массовых детских садах.

         Желание к речевому общению у детей-логопатов проявляется специфически:

ü проявление негативизма при попытке вступить в речевой контакт;

ü желание речевого контакта и при этом повышенная раздражительность, эмоциональная лабильность, психозы при не понимании речи окружающими;

ü дети могут быть очень общительными, но со всеми без разбора и при этом их речевые высказывания носят поверхностный характер, пусты по содержанию;

ü чаще всего дети отказываются от речевого контакта.

Как мы знаем речевая интенция (стремление к речевому контакту) зависит и от сохранности интеллектуального развития ребёнка, а если ребёнок начал поздно говорить, отсутствует интерес к общению, то и, следовательно, начинаетзапаздывать и задерживаться психическое развитие ребёнка в целом и поэтому при общем активном говорении речь ребёнка-логопата будет пустой, бессмысленной. Родители не достаточно понимают связь речи и развития интеллекта своего ребёнка, не отслеживают даже пассивный словарный запас, когда можно не настаивать на произнесении слов, а просто просить ребёнка показывать предметы, картинки, тем самым активизируя познавательные процессы (память, мышление, внимание).

     В специальной литературе приводятся также примеры когда дети, при общении даже с родителями применяют различные уловки, отказываются от речевого контакта стесняясь своего дефекта.

     По данным К.М. Мастюковой у детей-логопатов речевые нарушения сочетаются с двигательной неподготовленностью организма, а именно запаздывает способность садиться, ползать, ходить, мелкая моторика – захватывание пальцами рук мелких деталей игрушек, одежды, нет согласованности движений общей моторики и моторики рук.

     Эмоционально-волевая сфера тоже проявляется своеобразно – у детей-логопатов родители наблюдают повышенную эмоциональную возбудимость, истощаемость нервной системы, дети очень плаксивы, требовательны, капризны, может наблюдаться плохой сон, неустойчивый аппетит, различные проявления ослабленности соматического состояния здоровья, плохо переносят смену погоды и т.д.

     Так же для родителей должно быть, очевидно, что у детей-логопатов наблюдаются особенности пространственного познания, которые проявляются в затруднении при овладении бытовыми навыками (гигиена полости рта, умение обуваться и одеваться самостоятельно, в умении управляться со столовыми приборами, пользоваться ножницами и т.д.).

     Если родители водят дошкольников с речевой патологией в кружки и центры развития, например, на танцы или гимнастику, то могут наблюдать сложности при согласовании движений с музыкой, нарушение ритмического рисунка танца, дети выглядят неуклюже, плохо удерживают равновесие при выполнении сложных движений и очень медленно по сравнению со здоровыми сверстниками осваивают элементы танца или гимнастического упражнения.

     В работах Т.Л. Фотекова уделяется внимание общеорганическим проявлениям у детей с тяжёлыми речевыми дефектами – это снижение умственной работоспособности, утомляемость, низкая переключаемость, слабая переключаемость с одного вида деятельности на другой. Родителям необходимо учитывать, что у детей-логопатов небольшой объём памяти (заучивание стихотворений, изучение тематического материала, инструкции и т.п.), низкое произвольное внимание (отвлекаемость, утомляемость, отсутствие интереса к занятиям), недостаточное воспроизведение изученного материала и в итоге несформированность наглядно-действенного мышления, отсутствие осознанной мотивации при изучении игр, лексических и грамматических тем, грамоты, счёта.

     Родителям нужно понимать, что при всех выше перечисленных особенностей детей-логопатов у них будет страдать и личность ребёнка в целом. По мнению И.Ю. Левченко и Г.Х. Юсупова у детей-логопатов будут наблюдаться истероидные проявления характера или заторможенность, избегание трудностей и не конфортное состояние в новой обстановке или при внесении нового в режиме дня ребёнка, могут быть грубыми, не послушными, раздражительными, конфликтными и крикливыми.Хочу такой сайт

     Таким образом, родителям ребёнка-логопата, формируя компетентность, необходимо соблюдать следующие условия для его дальнейшего развития, воспитания, коррекции:

Ø знать особенности диагноза собственного ребёнка-логопата и особенности его проявления в эмоционально-волевой, психологической и личностной сферах;

Ø соблюдение режима дня;

Ø постоянство в методах и приёмах, структуре проведения занятий дома;

Ø консультироваться со специалистами и выполнять их рекомендации;

Ø самим родителям получать помощь от психолога, чтобы не было эмоциональных срывов от поведения собственного ребёнка;

Ø водить ребёнка на дополнительные занятия к специалистам регулярно и систематически;

Ø верить в своего ребёнка-логопата и видеть и ценить его успехи.

Список литературы:

1.     Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций [Текст] / сост. Н.В. Нищева. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2014. – 384 с.

2.     Денисова, О.А. Сопровождение детей с ОВЗ в рамках комплексного многоуровневого образовательного пространства [Текст] // ж/л «Ленинградского Государственного Университета им. А.С. Пушкина», выпуск №3/2008. 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.07.2021

Дата обновления: 08.07.2021

Дата публикации: 07.07.2021

Комментарии0

Новый комментарий

Новый комментарий

image
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».