Особенности социального развития ребёнка в современной семье

08.07.2021

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

  Всплеск интереса учёных к семье как объекту научных исследований – примета нашего времени. Современных учёных многих стран волнует сама семья как социальный институт: её состояние, тенденции развития, психологические резервы, педагогические ресурсы.

  На протяжении столетий семья была основным источником передачи общественно-исторического опыта, накопленного человечеством, школой социализации детей, где их учили трудиться, заботиться друг о друге, передавали «по наследству» мальчику отцовскую профессию, девочке – материнскую, а заодно и их мировоззрение, стереотипы поведения, естественно готовили к выполнению роли родителей в будущем.

  Некоторое ослабление роли семьи в социальном развитии ребёнка произошло в исторический период, ознаменованный быстрым приростом новых культурных, научных достижений. Сложилась объективная потребность общества по-новому готовить ребёнка к жизни, с чем тогда не могла справиться семья (например, обучать чтению, письму, началам математики и т.д.). Человечество встало перед необходимостью обогащения социального опыта детей современными знаниями, новыми способами деятельности. Эту образовательную миссию стали выполнять педагоги школ, других воспитательных учреждений, в том числе и созданных для детей дошкольного возраста.

  Появление школ, детских садов, несомненно, прогрессивное явление для человечества, хотя это привело к некоторому отчуждению семьи от воспитания ребёнка, у которого начинается своя жизнь вне дома, на его внутренний мир влияют педагоги, сверстники, особенности взаимоотношений с ними. С другой стороны, семья не может дать ребёнку тот социальный опыт, которым он обогащается в детском саду. Чтобы безболезненно «вписаться» в современную стремительно развивающуюся жизнь, ребёнку необходимо быть инициативным, коммуникабельным, гибким, толерантным в отношениях с людьми, обладать более богатым кругозором и социальным опытом, чем это требовалось от его сверстников лет тридцать назад. Такую подготовку к жизни он получает в детском саду. Детский сад – это особая социальная среда, ребёнок вовлекается в различные виды деятельности, успешность которых во многом зависит от овладения умениями взаимодействовать с воспитателем, воспитанниками, учитывать при этом их интересы, эмоциональное состояние, активно проявлять себя. Ребёнок приобретает опыт общения, навыки собственной инициативной деятельности, приобщается к культурным ценностям. Детская организация сохраняет субкультуру детства: естественно передаёт игровые традиции, способы самоорганизации, чего лишены многие современные дети, воспитывающиеся только в семье. В результате ранее приобретённый социальный опыт ребёнка преобразуется в его собственные ценности, установки, ориентации [2].

  Мировой опыт свидетельствует, что в конце XX – начале XXI веков многие семьи осознали необходимость сочетания домашнего и общественного воспитания: растёт сеть дошкольных организаций (разных типов и видов), учреждений дополнительного образования. Очевидно, что эффективность домашнего воспитания возрастает, если оно дополняется системой других воспитательных институтов, с которыми у семьи складываются отношения сотрудничества, взаимодействия. Основой таких отношений является идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

  Сегодня это особенно актуально, потому что семья XXI столетия обладает иным набором характеристик, нежели семья прошлых эпох. Далеко не все характеристики современной семьи благоприятны для развития ребёнка. Во многих странах наблюдается социально-экономическое расслоение и поляризация общества. Принадлежность семьи к той или иной социальной категории во многом определяет её социальные ориентации, воспитательные ресурсы, развитие интеллекта взрослых и детей, индивидуального стиля поведения, чувств, переживаний.

  В связи с этим актуализируется проблема ценностей, носителями которых являются взрослые. А они часто декларируют одни ценности, а в общении с ребёнком реализуют прямо противоположные. Свой отрицательный вклад вносит и огромное развёрнутое социальное пространство, которое благодаря информационным технологиям, прежде всего телевидению, рано и прочно входит в жизнь современного дошкольника, давит бессистемным потоком информации, зачастую оказывая эмоционально шокирующее воздействие. Такое разнообразие, противоречивость и размытость ценностных координат в окружающем мире приводит к тому, что ребёнок часто дезориентирован в том, что хорошо, а что плохо. В формировании ценностного отношения к миру на основе систематизации знаний об этом мире особая роль принадлежит дошкольной организации, школе [2,3].

  Другая горькая примета современной жизни – сложность родительско-детских отношений, в которых наметилась тенденция пренебрежения родительскими обязанностями, проявления жестокости [1].

  Проблема насилия в семье, особенно насилия родителей в отношении детей, привела к появлению в англоязычной литературе термина «child-abused» ребёнок, подвергшийся жестокому обращению. Под это понятие подходит широкий спектр проявлений родительского поведения: от прямой физической агрессии, сексуального насилия, неудовлетворение жизненных основных потребностей ребёнка до холодного отношения родителей к ребёнку, недостатка эмоциональной близости и привязанности к нему.

  Термин «злоупотребление ребёнком» стал достаточно распространённым как в научной литературе, так и в юридической практике. Но ещё более распространёнными стали те формы воздействия родителей на ребёнка, которые скрываются за этим термином. Причём часто родители, в том числе молодые и образованные, не считают свои воспитательные методы и средства насилием над ребёнком. И ребёнок становится объектом морального, психологического, физического, а в отдельных случаях – и сексуального насилия.

  Злоупотребление ребёнком проявляется в безответственном отношении родителей к выполнению своих воспитательных функций, в обеднении и формализации контактов с ребёнком, исчезновении совместных форм деятельности, в дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу, в неготовности и нежелании менять сложившиеся стереотипы воспитания. Естественно встаёт вопрос: откуда берут начало корни насилия родителей по отношению к ребёнку? В какой-то степени жестокое обращение с детьми объясняется семейным и социальным неблагополучием, которое характерно для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей конфликтных, аморальных, асоциальных. Но основная причина злоупотребления ребёнком – в личном опыте каждого члена семьи, опыте, который он приобрёл в течении жизни. Многие родители, прибегающие к насилию в воспитании детей, усваивают «такие уроки» в детстве, будучи сами объектом злоупотребления в родительской семье, а затем привносят их в собственную семью. Поистине, получается замкнутый круг.

  Оказывается, что подсознательная программа «наследия предков», заложенная в человеке семьёй, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства. Попадая в ситуации, которые являются для человека трудными, он всегда использует опыт, полученный в семье. По данным зарубежных учёных, уравновешенным человеком и «удачным семьянином» становится тот, кто имел в детстве любящих друг друга родителей, был к ним сильно привязан, мог с ними откровенно говорить обо всём, к кому в семье относились благожелательно, уважительно, но требовательно. И наоборот, шансов на позитивное развитие очень мало у тех, кого били и унижали.

  Подлинно ответственное отношение к родительским обязанностям может формироваться только на почве любви к ребёнку [5]. Воспитание любовью – это создание благоприятных условий для развития ребёнка. Ребёнок должен развиваться в «пространстве любви», у которого есть две стороны – быть любимым и уметь любить окружающий мир и себя, развивающегося в этом мире. Но современных родителей надо учить любви к ребёнку. Строить такое обучение целесообразно, исходя из следующих положений:

·                        Ребёнок – наивысшая жизненная ценность, он пришёл в этот мир не по своей воле, родители должны его безусловно принять, таким, каков он есть, всегда верить, что он может стать здоровее, умнее, добрее, если они, родители, будут служить в этом отношении примером и всячески содействовать развитию лучших качеств.

·                        Опора на положительное в растущем человеке – основа семейного и общественного воспитания. Для этого взрослым не следует злоупотреблять наказаниями, чаще поощрять и великодушно прощать ребёнка, не напоминать ему о допущенных промахах, не запугивать возможными неудачами, а наоборот, авансировать успех.Хочу такой сайт

·                        Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья. Любовь родителей имеет только одну форму выражения – действенная забота о благополучии ребёнка. Однако следует помнить о второй стороне любви к ребёнку: именно любовь к ребёнку побуждает родителей быть требовательными, приучать к выполнению общественных норм и правил, контролировать поведение, осуществлять необходимые санкции, характер которых обусловлен родительскими установками.

·                        В силу своих возрастных особенностей ребёнок нуждается в психолого-педагогической поддержке родителей, воспитателей. Цель такой поддержки – обращение к внутренним силам ребёнка, побуждение его к самовоспитанию, самоорганизации, саморазвитию. Механизмы психолого-педагогической поддержки ребёнка, которыми взрослые должны овладеть, - это создание мажорной педагогической среды, разные формы установления личного контакта с ребёнком (словесное подбадривание, выражение восхищения, удивления, недоумения, контакт глаз, выражение ласки, проявление сорадования и сострадания), готовность и умение пойти на компромисс.

Литература:

1.                     Алексеева, И. А. Жестокое обращение с ребёнком. Причины, последствия, помощь [Текст] / И. А. Алексеева, И. Г. Новосельский. – М.: Генезис, 2006. – 270 с.

2.                     Вальнер, Н. А. Социализация дошкольника в семье и образовательных учреждениях [Текст]: автореф. дис. кан. соц. наук . – М.: МГУ им. М. И. Ломоносова, 2006. – 23 с.

3.                     Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка [Текст]: учебное пособие для студентов вузов. СПб.: Речь, 2004. – 272 с.

4.                     Петровский, А. В. Психология о каждом из нас и каждому из нас о психологии [Текст]. – М.: РГГУ, 1996. – С. 137-200.

5.                     Стрелкова, Л. Е. Психолого-педагогические условия становления и развития детско-взрослого сообщества [Текст] / Л. Е. Стрелкова // Антропологические основы развивающегося дошкольного образования: сборник статей. – М.: РУДН, 2009. – С. 116-134.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.07.2021

Дата обновления: 08.07.2021

Дата публикации: 08.07.2021

Комментарии0

Новый комментарий

Новый комментарий

image
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».