Система наставничества как инструмент наращивания профессиональных компетенций педагогов при переходе на ФОП ДО

19.12.2023

С 2022 года мы активно работали над развитием системы наставничества в нашем учреждении. Мы апробировали разные модели наставничества. И на сегодняшний день для нас система наставничества – это универсальная технология передачи профессионального, личностного, жизненного опыта, формирование навыков, компетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

            С января 2023 года мы начали разработку всех необходимых документов по переходу на ФОП ДО. И система наставничества требовала изменений. Возникла необходимость разработки и реализации комплекса мер, направленных на профессиональное развитие всех педагогов при переходе на ФОП ДО. 

В нашем учреждении система наставничества работает в рамках реализации программы развития. Мы реализуем программу «Молодой педагог – начало пути». При реализации нашей программы используется такие формы наставничества как «опытный педагог – молодой педагог».

За молодыми педагогами у нас уже закреплены наставники, поэтому мы приняли решение расширить систему наставничества в рамках работы по переходу на ФОП ДО и включить в нее разные группы педагогов. У нас в учреждении работает 8 педагогов с высшей категорией и 8 педагогов с первой. Этим педагогам мы предложили сделать выбор, кто в какой категории хотел поработать «наставник - наставляемый», «воспитатель-воспитатель», «специалист - специалист», «специалист - воспитатель».

В феврале 2023 года мы провели мониторинг образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогических работников в условиях перехода на ФОП ДО.

        Результат мониторинга - 15% педагогов испытывают затруднения в ходе психолого-педагогического сопровождения дошкольников. Да, это работа специалистов, но в отрыве от взаимодействия с воспитателем группы ее невозможно выстроить полноценно. В федеральной программе указаны такие целевые группы детей (п. 27.8) как, например, нормотипичные дети с возрастным кризисом развития, одаренные обучающиеся, дети с низкой самооценкой и так далее. А для часто болеющих детей необходимо разработать индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения (п. 28.6.2). Мониторинг показал, что затруднения испытывают не только молодые педагоги, но и педагоги с достаточным стажем работы.

Так как мы понимали, что сроки перехода на ФОП ДО ограничены, то первой формой мы запустили «Наставничество в группе». По этому направлению работали три наставника, имеющие профессиональную переподготовку по направлению «Психолог», «Логопед», «Дефектолог». Мы разработали план мероприятий «Психолого-педагогические условия реализации Федеральной образовательной программы», который стал приложением годового плана работы учреждения.

            В марте 2023 г. наставники провели обучающие мероприятия:

Ø  Мастер – класс «Решение образовательных задач через проектную деятельность»

Ø  Мастер - класс  «Образовательная ситуация, образовательное событие»

Ø  Мастер - класс «Обогащенные игры детей в центрах активности»

Ø  Мастер – класс «Проблемно-обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей»

Ø  Форсайт сессия «Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития»

Ø  Мастер - класс - использование широких возможностей социальной среды, социума как дополнительного средства развития личности, совершенствования процесса ее социализации.

Все эти темы для работы наставников мы не придумывали специально, мы сформулировали  их, опираясь на п.30 ФОП ДО.

Результатом работы данной формы наставничества для наших педагогов стало не просто овладение суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но  в первую очередь, получение новых знаний по комплексной технологии, особой культуре поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Следующее направление работы, которое необходимо было существенно проработать, - режим  и распорядок дня в дошкольных группах. В ФОП ДО четко прописано, какие элементы режима дня могут быть гибкими, а какие необходимо выполнять в строго обозначенное время (п. 35.6), включено обязательное требование к началу и окончанию занятий, дневной суммарной нагрузке, продолжительности занятий, перерывов, сна, прогулок (п. 35.12), число приемов пищи.

Так как в целом наши педагоги понимали, как использовать гибкий режим, то этот вопрос отработали с молодыми педагогами, используя форму  виртуального (дистанционного) наставничества. Наставник был один, а подопечных  двое. Это позволило обеспечить постоянное профессиональное общение, обмен опытом не только «опытный педагог – молодой педагог», но и работу в микрогруппе.

            Наставник показал подопечным варианты гибкого режима, а также прошел с ними 4 шага по коррекции режима:

1.      Изучили ФОП ДО и СанПиН.

2.      Определили формы образовательной деятельности для своей группы.

3.      Определили режимные моменты и их длительность для своей группы.

4.      Провели анализ примерного режима дня по ФОП ДО и обсудили необходимость в корректировке.   

    Результатом работы этой формы наставничества для молодых педагогов стало понимание, что режим в дошкольном учреждении может быть многовариантным, учитывающим все возможные нестандартные ситуации: плохую погоду, отсутствие достаточного количества персонала, желание родителей приводить и забирать ребенка в удобное для них время, карантины и периоды повышенной заболеваемости. Таким образом, наставник сформировал систему быстрого реагирования на внезапно изменившуюся ситуацию, организовал взаимодействие молодых педагогов в паре по апробации разных способов организации гибкого режима в группе.

       Для решения образовательных задач с использованием новых форм организации процесса образования наши наставники изучали с подопечными педагогические технологии. Мы очень хотели уйти от использования только традиционного «монолога воспитателя», от простого запоминания и повторения только что изученного материала. Мы задавались такими важными вопросами: «Как сделать так, чтобы новая  информация не прошла мимо ребенка? Как заинтересовать детей и сформировать мотивацию к будущему проекту, направленному на познавательный интерес? Как же минимизировать рабочее время педагога?».

 На этом этапе работы была использована форма «целеполагающее наставничество» – встречи проходили по установленному графику 1  раз в две недели. Наставник ставил конкретную цель и срок, ориентированный на результат. Конечно, наставляемый должен был приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь поставленных целей. Наставники использовали интересную форму представления выбранных технологий.  Педагоги делали видео зарисовки по изученным технологиям и представили их на педсовете Смотреть видео.

На видео представлены технологии работы с интеллект картой,  живые картинки Devar, STEAM технология, технология развития межполушарного взаимодействия. Познакомиться с ними подробнее можно по книге «Современные технологии дошкольного образования» автор Круглова Л.Ю.Хочу такой сайт

Еще одной линией преобразований, включенных нами в программу наставничества при переходе на ФОП ДО, стало моделирование РППС. Мы рассматриваем РППС как часть образовательной среды и фактор, обогащающий развитие детей. РППС ДОО выступает основой для разнообразной, разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной для каждого ребенка деятельности. Очень важно, что Федеральная программа не выдвигает жестких требований к организации РППС и оставляет за учреждением право самостоятельного проектирования РППС. В соответствии со ФГОС ДО возможны разные варианты создания РППС при условии учета целей и принципов ФОП, программы развития учреждения, возрастной и гендерной специфики для реализации образовательной программы.

Результат мониторинга -  36% педагогов (8 человек) испытывали затруднения по приведению РППС в соответствии с ФОП ДО.

Вместе с осознанием того, что в дошкольном учреждении развивающая среда должна быть именно такой, какой она описана в ФОП и методических рекомендациях, пришло понимание, что не все возможно сделать на практике. Главное, что мы определили для себя – это надо начинать проводить изменения РППС. Многие показатели мониторинга РППС дали положительную оценку. Так как мы реализуем программу развития четвертый год, то у нас, уже есть положительный опыт преобразования РППС. И самое главное мы увидели, что многие сделанные наши изменения описаны в ФОП ДО. Например:

- РППС в ДОО должна обеспечивать условия для эмоционального благополучия детей  (у нас созданы уголки уединения, мягкие уголки);

- РППС должна быть трансформируемой; доступной; безопасной (мы оборудовали мебель колесами, опустили все высокие шкафы, сняли все дверцы и др.).

С какой проблемой мы столкнулись? Педагоги, испытывающие затруднения, уверенно считали, что РППС групп отвечает требованиям ФОП ДО и ФГОС ДО. Уверенность подкреплялась тем, что в группе было создано от 7 до 9 центров активности. Тот факт, что воспитанники в группе использовали только три центра (сюжетных игр, конструирования и творчества), что у детей нет возможности демонстрировать свои достижения – максимум в группе есть одна магнитная доска, и она в так называемой «учебной зоне», на которой размещаются материалы педагога к занятию, что детям, выполнившим сложное задание, нарисовавшим красивый рисунок, написавшим свои первые в жизни буквы, негде показать свои достижения другим ребятам – не вызывал у педагогов сомнений. Работу наставников по этому направлению мы выбрали в форме «воспитатель - воспитатель» через организацию взаимодействия «воспитатель профессионал – воспитатель, вовлеченный в различные формы поддержки и сопровождения». Работа в парах проходила по двум критериям:

- РППС должна иметь возможность реализации разных видов индивидуальной и коллективной деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, продуктивной и прочее, в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей (ФОП п. 31.8);

- РППС должна быть содержательнонасыщенной (ФОП п.31.9)

            Наставнические пары проанализировали среду групп по чек-листу и составили инфраструктурный лист. Чтобы получить максимальный результат,  в наставники мы предложили очень мотивированных педагогов и работа по преобразованию среды закипела. Деятельность была организована по следующим направлениям: 

- каждый уголок детского пространства должен быть организован для детей -  для этого необходимо изменить расположение обеденных столов в группе, продумать зонирование центров ковровыми покрытиями, места  хранения материалов для занятий убрать из группы, снять дверцы со  шкафов, высокие шкафы убрать или положить горизонтально  и т.п.;
- необходимо создать центры активности,  в которых дети могли бы объединяться по 2 – 4 человека,  собираться в мини-группы по интересам;
- создать для детей возможность поговорить друг с другом, посмеяться, пошутить, отдохнуть от продуктивной деятельности небольшой группой;
- создать условия, где дети могли бы развиваться в предметной среде без прямого посредничества педагога, находить интересные занятия, выполнять простые и сложные задания, гордиться своими успехами;
- организовать пространство, чтобы дети получили возможность высказывать мнение, показывать всем, в первую очередь сверстникам, свои достижения, ведь значимой средой для ребят является именно детское сообщество, именно там они хотят быть успешными.
                Наставнические пары чертили схему расстановки мебели в группе и делали перепланировку группового пространства. А как понять, что перестановка сработала и в центрах идет активная детская деятельность? Наши наставники поручили мониторить, в каких центрах дети играют, а в какие не заходят вообще. Если вы побудете в группе вашего детского сада даже 5 минут, вы очень быстро определите эти центры. После этого сделали еще раз перестановку и дали задание снять видео Смотреть видео.

Таким образом,  мы реализовали работу по критерию  - РППС должна иметь возможность реализации разных видов индивидуальной и коллективной деятельности. Хочется отметить, что работа наставников вдохновила к изменению РППС во всех группах. Наставничество – это открытый процесс и его результаты завораживают. Мы все – управленческая команда и педагоги всех групп – приняли участие в преобразовании среды.

    Затем мы задумались, что означает понятие «содержательно насыщенная среда»? Материалы центров должны побуждать детей к активной деятельности, и дети должны иметь возможность действовать с ними самостоятельно Смотреть видео.

  Из центров мы убрали материалы, которые не работали без посредничества воспитателя. Центры наполнили автодидактическими материалами. Наши дети получили возможность действовать с ними самостоятельно. Таким образом,  у нас заработали центр экспериментирования, центр грамоты и речи, центр математики.
           

Следующим направлением в работе системы наставничества стала психолого-педагогическая поддержка семьи.

Результат мониторинга – 9% (опытные педагоги) не достаточно знакомят родителей воспитанников с актуальной информацией об изменениях в области дошкольного образования, 9% (молодые педагоги) испытывают затруднения при проведении диагностико-аналитической деятельности,  направленной на получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, ее запросах в отношении охраны здоровья и развития ребенка; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); а также планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного анализа (ФОП п. 26).

Мы решили объединить этих педагогов в формате «реверсивного наставничества». Опытные педагоги стали наставниками в вопросах диагностики – анализа – планирования работы с семьями воспитанников. А молодые педагоги стали наставниками опытных по вопросам новых тенденций и технологий. Первое чему научили молодые  педагоги наших опытных коллег - это как быстро и эффективно познакомить родителей с ФОП ДО. Конечно, это было обучение по созданию Qr кода. Также молодые педагоги провели мастер-классы по созданию видеороликов занятий и совместной деятельности с детьми, научили использовать технологию «живые картинки Devar» (скачать правильную программу, запустить ее, показать воспитанникам, как ею можно пользоваться), обучили процессу программирования нашего микки-бота (робот мышь из STEM лаборатории). Получилось взаимовыгодное сотрудничество.

Может ли руководитель быть наставником? Несмотря на занятость, необходимо включаться в эту деятельность. Взяв на себя роль наставника, можно оказать профессиональную поддержку более высокого уровня и вырастить настоящую управленческую команду, с которой любые задачи вам будут по плечу.

Руководитель может быть наставником руководителя проекта по работе с родителями. Здесь можно использовать модель «паритетное взаимодействие».

С руководителем проекта по работе с родителями в рамках системы наставничества взаимодействие происходит на протяжении последних двух лет. Наша программа развития предусматривает создание семейного центра «Родитель+». Руководителем стал педагог с высшей квалификационной категорией, имеющий положительный опыт взаимодействия с родителями, опыт публичных выступлений и проведения открытых мероприятий с использованием новых технологий, прошедший обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений». Мы отработали вопросы информирования родительской общественности о переходе на ФОП ДО, разработали материалы для размещения на официальном сайте ДОО.

Хочется отметить  - очень важно, чтобы наставничество не носило формальный характер, не было очень сложно нормировано и не имело большого количества ограничений. Иногда может показаться, что нет кандидатур для наставников, возможно в коллективе очень много молодых педагогов. Мы представили разные формы системы наставничества и уверены, их можно применить в любом коллективе. Система наставничества всегда оказывает положительное влияние на образовательный процесс и его результаты, а также на профессиональный рост наставника и подопечного.

Система наставничества при переходе на ФОП ДО стала эффективным инструментом мотивации к сотрудничеству педагогов, восполнению личных профессиональных дефицитов педагогических работников любого возраста и стажа работы, стала мощным стимулом развития управленческих навыков. Мы получили возможность увидеть и реализовать новые пути решения задач при переходе на ФОП ДО, систематизировали имеющийся профессиональный опыт, сформировали профессиональную команду.

 

Наставничество - это дорога с двусторонним движением.

           

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.12.2023

Дата обновления: 19.12.2023

Дата публикации: 19.12.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».