Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Федеральной программы

06.12.2023

Дошкольное образование может быть получено в дошкольной образовательной организации, а также вне ее – в форме семейного образования. Форму получения дошкольного образования определяют родители (законные представители) ребенка.

            Дошкольная организация может использовать сетевую форму реализации образовательных программ и/или отдельных компонентов, предусмотренных образовательными программами. Такая форма обеспечивает возможность освоения воспитанниками образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

При реализации образовательных программ дошкольного образования могут быть использованы различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также работа с электронными средствами обучения осуществляются в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 и СанПиН1.2.3685-21.

Формы, способы и методы реализации Федеральной программы педагог определяет самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов.

Согласно ФГОС  ДО педагог может использовать различные формы реализации  Федеральной программы в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей:

1)      в раннем возрасте (1 год – 3 года):

ü  предметная деятельность (орудийно-предметные действия – ест ложкой, пьет из кружки и др.);

ü  экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода тесто и др.);

ü  ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого;

ü  двигательная деятельность (основные движения, общеразвивающие упражнения, простые подвижные игры);

ü  игровая деятельность (отобразительная и сюжетно-отобразительная игра, игры с дидактическими игрушками);

ü  речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь);

ü  изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и крупного строительного материала;

ü  самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и др.);

ü  музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкально-ритмические движения);

2)      в дошкольном возрасте (3 – 8 лет):

ü  игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и др.);

ü  общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно -познавательное, внеситуативно - личностное) и со сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативно - деловое);

ü  речевая деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь);

ü  познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование;Хочу такой сайт

ü  изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка;

ü  двигательная деятельность (основные виды движений,  общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и др.);

ü  элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд);

ü  музыкальная деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.

Для достижения задач воспитания в ходе реализации Федеральной программы педагоги используют следующие методы:

Ø  организации опыта поведения и деятельности (приучение к положительным формам общественного поведения, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы);

Ø  осознания детьми опыта поведения и деятельности (рассказ на моральные темы, разъяснение норм и правил поведения, чтение художкственной литературы, этические беседы, обсуждение поступков и жизненных ситуаций, личный пример);

Ø  мотивация опыта поведения и деятельности (поощрение, методы развития эмоций, игры, соревнования, проектный метод).

При организации обучения педагоги дополняют традиционные методы (словесные, наглядные, практические) методами, в основу которых положен характер познавательной деятельности детей:

1)      при использовании информационно-рецептивного метода предъявляется информация, организуются действия ребенка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кинофильмов, просмотр презентаций, рассказы педагога или детей, чтение);

2)      репродуктивный метод предполагает создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца педагога, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);

3)      метод проблемного изложения представляет собой постановку проблемы и раскрытие пути ее решения в процессе организации опытов, наблюдений;

4)      при применении эвристического метода (частично-поискового) проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях);

5)      исследовательский метод включает составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие знания, опыты, экспериментирование). Для решения задач воспитания и обучения широко применяется метод проектов. Он способствует развитию у детей исследовательской активности, познавательных интересов, коммуникативных и творческих способностей, навыков сотрудничества и другое. Выполняя совместные проекты, дети получают представления о своих возможностях, умениях, потребностях.

Осуществляя выбор методов воспитания и обучения, педагоги учитывают возрастные и личностные особенности детей, педагогический потенциал каждого метода, условия его применения, реализуемые цели и задачи, делаю прогноз возможных результатов.

Вариативность форм, методов и средств реализации Федеральной программы зависит не только от учета возрастных особенностей воспитанников, их индивидуальных и образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей. Важное значение имеет признание приоритетной субъективной позиции ребенка в образовательном процессе. 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 06.12.2023

Дата обновления: 06.12.2023

Дата публикации: 06.12.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».