06.12.2023
Дошкольное
образование может быть получено в дошкольной образовательной организации, а
также вне ее – в форме семейного образования. Форму получения дошкольного
образования определяют родители (законные представители) ребенка.
Дошкольная организация может использовать сетевую форму
реализации образовательных программ и/или отдельных компонентов,
предусмотренных образовательными программами. Такая форма обеспечивает
возможность освоения воспитанниками образовательных программ с использованием
ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
При
реализации образовательных программ дошкольного образования могут быть
использованы различные образовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение. Применение электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий, а также работа с
электронными средствами обучения осуществляются в соответствии с требованиями
СП 2.4.3648-20 и СанПиН1.2.3685-21.
Формы,
способы и методы реализации Федеральной программы педагог определяет
самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и
индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей
и интересов.
Согласно
ФГОС ДО педагог может использовать
различные формы реализации Федеральной
программы в соответствии с видом детской деятельности и возрастными
особенностями детей:
1) в
раннем возрасте (1 год – 3 года):
ü предметная
деятельность (орудийно-предметные действия – ест ложкой, пьет из кружки и др.);
ü экспериментирование
с материалами и веществами (песок, вода тесто и др.);
ü ситуативно-деловое
общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под
руководством взрослого;
ü двигательная
деятельность (основные движения, общеразвивающие упражнения, простые подвижные
игры);
ü игровая
деятельность (отобразительная и сюжетно-отобразительная игра, игры с
дидактическими игрушками);
ü речевая
(понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь);
ü изобразительная
деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и крупного
строительного материала;
ü самообслуживание
и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, подметает веником, поливает
цветы из лейки и др.);
ü музыкальная
деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкально-ритмические
движения);
2) в
дошкольном возрасте (3 – 8 лет):
ü игровая
деятельность (сюжетно-ролевая игра, театрализованная, режиссерская,
строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и др.);
ü общение
со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно -познавательное, внеситуативно -
личностное) и со сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативно - деловое);
ü речевая
деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и
монологическая речь);
ü познавательно-исследовательская
деятельность и экспериментирование;
ü изобразительная
деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных
материалов по образцу, условию и замыслу ребенка;
ü двигательная
деятельность (основные виды движений,
общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных
игр и др.);
ü элементарная
трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в
природе, ручной труд);
ü музыкальная
деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.
Для
достижения задач воспитания в ходе реализации Федеральной программы педагоги
используют следующие методы:
Ø организации
опыта поведения и деятельности (приучение к положительным формам общественного
поведения, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы);
Ø осознания
детьми опыта поведения и деятельности (рассказ на моральные темы, разъяснение
норм и правил поведения, чтение художкственной литературы, этические беседы,
обсуждение поступков и жизненных ситуаций, личный пример);
Ø мотивация
опыта поведения и деятельности (поощрение, методы развития эмоций, игры,
соревнования, проектный метод).
При
организации обучения педагоги дополняют традиционные методы (словесные,
наглядные, практические) методами, в основу которых положен характер
познавательной деятельности детей:
1) при
использовании информационно-рецептивного метода предъявляется информация,
организуются действия ребенка с объектом изучения (распознающее наблюдение,
рассматривание картин, демонстрация кинофильмов, просмотр презентаций, рассказы
педагога или детей, чтение);
2) репродуктивный
метод предполагает создание условий для воспроизведения представлений и
способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца
педагога, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или
предметно-схематическую модель);
3) метод
проблемного изложения представляет собой постановку проблемы и раскрытие пути
ее решения в процессе организации опытов, наблюдений;
4) при
применении эвристического метода (частично-поискового) проблемная задача
делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение
представлений в новых условиях);
5) исследовательский
метод включает составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для
экспериментирования и опытов (творческие знания, опыты, экспериментирование). Для
решения задач воспитания и обучения широко применяется метод проектов. Он
способствует развитию у детей исследовательской активности, познавательных
интересов, коммуникативных и творческих способностей, навыков сотрудничества и
другое. Выполняя совместные проекты, дети получают представления о своих
возможностях, умениях, потребностях.
Осуществляя
выбор методов воспитания и обучения, педагоги учитывают возрастные и личностные
особенности детей, педагогический потенциал каждого метода, условия его
применения, реализуемые цели и задачи, делаю прогноз возможных результатов.
Вариативность
форм, методов и средств реализации Федеральной программы зависит не только от
учета возрастных особенностей воспитанников, их индивидуальных и
образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий,
желаний детей. Важное значение имеет признание приоритетной субъективной
позиции ребенка в образовательном процессе.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.12.2023
Дата обновления: 06.12.2023
Дата публикации: 06.12.2023