Консультация для педагогов «Федеральная образовательная программа дошкольного образования – профессиональный ориентир для педагогов ДОО»

23.11.2023

Коллеги, появление нового масштабного федерального документа  диктует необходимость познакомиться с ним подробнее.

            Важно сказать о значимости и главенстве документов, имеющихся в арсенале педагогов дошкольного образования.

            До появления ФОП ДО у нас был один базовый документ – ФГОС ДО с 2013 года. Он нами был достаточно изучен – пять образовательных областей, образовательная программа детского сада была написана в структуре, выделенной во ФГОС ДО.

            Федеральная образовательная программа -  равный по значимости ФГОС ДО документ. ТО есть теперь у дошкольников два разных по значимости документа – ФГОС ДО и ФОП ДО. В федеральный стандарт внесли несколько изменений в связи с выходом федеральной образовательной программы дошкольного образования.


            Рассмотрим подробнее структуру  ФОП ДО.


            Раздел 1.  Общие положения.

Раскрывает функции дошкольного уровня образования. Говорит о том, что ФГОС и ФОП являются основой для написания образовательной программы каждого дошкольного учреждения России. Обозначает место ФОП в образовательной программе дошкольного учреждения – она является основной частью ОП, оформляется в виде ссылки на нее. Ссылки делаются на пункты ФОП.
            В этом же разделе раскрывается структура образовательной программы детского сада – три раздела – целевой, содержательный и организационный и то, что должно в них входить.

            Раздел 2 Целевой раздел ФОП.

Состоит из пояснительной записки. Целей, задач федеральной программы, а также планируемых результатов (разбиты в младенческом, в раннем, в дошкольном – к 4, к 5, к 6, на этапе завершения дошкольного обучения.)

В целевом же разделе – представлена информация педагогической диагностике достижения планируемых результатов.


            Раздел 3. Содержательный раздел ФОП.
            Выделены задачи и содержание образования по образовательным областям. Задачи представлены в режиме «все возраста по одной образовательной области». Поэтому целесообразно сделать закладки в каждой образовательной области по своему возрасту.
Также в содержательном разделе программы представлены вариативные формы, способы, методы и средства реализации ФОП (виды деятельности как во ФГОС ДО в п. 23.5) Также в содержательном разделе  - особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
             В содержательный раздел также входят два крупных пункта Направления и задачи коррекционно – развивающей работы и Федеральная рабочая программа воспитания. О программе воспитания я подробнее расскажу ниже. О коррекционной работе расскажет Ольга Петровна на педагогическом совете.

            Раздел 4. Организационный раздел ФОП.

Сюда входят позиции:

- психолого – педагогические условия реализации ФОП;

- особенности организации РППС;

- материально – техническое обеспечение ФОП;

- примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации ФОП;

- кадровые условия реализации ФОП;

- примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах;

- федеральный календарный план воспитательной работы.

            Коллеги, вы знаете, что большая роль в ФОП отводится воспитательному компоненту.

            Данный компонент, во – первых, пронизывает всё содержание программы, а, во – вторых, усиливается отдельным блоком программы – пункт 29 – федеральная рабочая программа воспитания.

            Предлагаю сегодня рассмотреть подробнее содержание программы воспитания, чтобы понять, из каких структурных компонентов она состоит, какие базовые понятия раскрывает и как предлагает строить воспитательную работу.

            РПВ в ФОП расположена в содержательном разделе программы, является его частью.

            Рабочая программа воспитания состоит из трех разделов – целевого, содержательного и организационного (п. 29.1)

            ПВ дает определение понятия «воспитания» как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно – нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства , формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения , бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, природе и окружающей среде.

            Обращаю ваше внимание на многокомпонентное определение понятия «воспитание». Оно раскрывает все направления, по которым ведется воспитательная работа: - нормы, принятые в российском обществе:

- чувство патриотизма;

- уважение к памяти защитников;

-  уважение к закону и порядку;

- уважение к человеку труда;

- уважение к старшим;

- бережное отношение к многонациональному наследию;

- бережное отношение к природе.

В программе раскрыты также традиционные ценности:

- ценность родины – в патриотическом направлении;

- ценность милосердия – в духовно – нравственном направлении;

- ценность человека, семья дружба – в основе социального направления;

- ценность познания -  в основе познавательного направления;

- ценность жизни и здоровья – в основе физического и оздоровительного направления;

- ценность труда – в основе трудового направления;

- ценность культуры и красоты – в основе эстетического направления.

Целевой раздел программы включает в себя цель, задачи, направления воспитательной работы, а также целевые ориентиры детей раннего возраста и на этапе завершения дошкольного образования. Хочу такой сайт

(Игра с педагогами – «Отгадай, к какому возрасту относится целевой ориентир»)


Содержательный раздел программы включает:

 - уклад образовательной организации. Установившийся порядок жизни ДОО;

- воспитывающую среду ДОО. Совокупность различных условий, предполагающих возможность встречи и  взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к традиционным ценностям российского общества. Пространство, в рамках которого происходи воспитание;

- общности ДОО. Педагог – дети,  педагог – родители, родители – ребенок;

- задачи воспитания в образовательных областях (без разбивки по возрастам);

- формы совместной деятельности в ДОО (работа с родителями (традиционно), события ДОО (как спонтанные, так и специально спланированные), совместная деятельность в образовательных ситуациях (ниже раскрыта), организация РППС (ниже раскрыта), социальное партнёрство).

Организационный раздел включает

 - кадровое обеспечение;

- нормативно – методическое обеспечение (рекомендуется практическое руководство «Воспитателю о воспитании»);

- требования к условиям работы с особыми категориями детей п. 29.4.3.1.  По основным задачам воспитательная работа не зависит от наличия или отсутствия у ребенка особых образовательных потребностей. В основе – традиционные ценности российского общества.

На что необходимо обратить особое внимание в данном разделе?

Во – первых, организацию РППС. Программа нас ориентирует следующим образом.

п. 29.3.6 Реализация образовательного потенциала РППС может предусматривать совместную деятельность педагогов, воспитанников, других участников образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе – данный контекст даёт нам понять, что мы на правильном пути – образовательная среда создаётся совместными усилиями, в том числе и детскими.

            Какие компоненты среды предлагает программа воспитания:

+ знаки, символы государства, региона, населенного пункта и  ДОО; компоненты, отражающие региональные особенности;

+ компоненты среды, отражающие экологичность,  природосообразность и безопасность;

+ компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры, совместной деятельности;

+ компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений, радость общения семьи;

+ компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, формирующие научную картину мира;

+ компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможность посильного труда, а также отражающие ценности труда в жизни человека и государства;

+ компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни, физкультуры и спорта;

+ компоненты среды, предоставляющие ребенку возможность погружения в культуру России, знакомство с особенностями и традициями многонационального российского народа.

            Какие компоненты воспитывающей среды нами уже созданы, а какие необходимо  создавать?


            Также программа воспитания  в п. 29.3.5.3 регламентирует виды  совместной деятельности, в которых можно вести воспитательную работу:

 - ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;

- социальное моделирование, воспитывающая проблемная ситуация, составление рассказов из личного опыта;

- ЧХЛ с последующим обсуждением и выводами, сочинение рассказов, сказок, историй, заучивание стихов наизусть;

- разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды – инсценировки;

- рассматривание и обсуждение картин, книжных иллюстраций, просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов;

- организация выставок (книг, репродукций картин, детских поделок и т.п.);

- экскурсии (в музей, в школу) посещение спектаклей, выставок);

- игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие); демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тектильный контакт, похвала, поощряющий взгляд).

            Все эти формы работы нам знакомы, акцентирую ваше внимание – речь идёт о воспитательных моментах, не об обучении! Цель – воспитывать, определенны личностные качества, отношение к определенным вещам!


Просмотров всего: , сегодня:

Консультация для педагогов по ФОП ДО; Рабочая программа воспитания..pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 23.11.2023

Дата обновления: 23.11.2023

Дата публикации: 23.11.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».