04.09.2023
Технология проектной деятельности
Что мы понимаем под проектами?
Мы сторонники использования единых общепринятых терминов. Существует научная дисциплина «Управление проектами». В ней есть определение – «проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени и в рамках выделенного бюджета». В этой же дисциплине говорится о признаках отличия проектной деятельности от других видов деятельности:
v направленность на достижение конкретной цели;
v координированное выполнение взаимосвязанных действий;
v ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом;
v в определенной степени неповторимость и уникальность.
По этим признакам мы и отличаем работу над проектом от других занятий.
Если классифицировать проекты по видам конечного результата, то получится следующая картина:
v изделия: результат – изделие, поделка, конструкция, в том числе информационная продукция (книга, мультфильм, открытка, песня и т.д.);
v мероприятия: результат – само проведенное мероприятие (праздники, викторины, конкурсы, показы мод, концерты, соревнования);
v решения проблем: результат – решенная проблема;
v исследования результат – самостоятельно полученные новые знания.
Если результат проекта – обзор источников информации по какой-либо теме, то такой проект мы назовем информационно - аналитическим. Одни проекты могут быть составной частью других. Например, в работе над проектом «Спектакль» может быть выделен проект «Костюмы к спектаклю». В этом примере проекты названы по своему конечному результату. Особый вид проекта – учебный проект. Его результат – новые знания, полученные участниками проекта. Чтобы стало понятно, что участники проекта как следует изучили какую-то тему, им предлагается включить в проект разного рода действия с этими знаниями:
v решить какую-либо проблему по изученной теме;
v Провести исследования и получить какие-то новые знания по этой теме;
v Применить полученные знания при создании изделия (в т.ч. информационного) или при проведении мероприятия.
Обычно названием учебного проекта становится название изучаемой темы. Мы предлагаем не ограничиваться только занятиями, а использовать в образовательном процессе разные виды проектов. Работа над проектами чаще идет в совместной деятельности педагога с детьми.
Для чего нужны проекты?
Прежде всего, мы рассматриваем работу над проектами как способ формирования общих учебных умения (универсальных учебных действий):
v организационных (регулятивных);
v интеллектуальных (познавательных);
v оценочных (личностных);
v коммуникативных.
Кроме того, работа над проектами позволяет:
v обрести ребенку ощущение успешности;
v научиться применять полученные знания;
v организовать сотрудничество с родителями.
Главное в работе над проектами – научить воспитанников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.
В чем особенность нашего подхода к работе над проектами?
Двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами.
Компонент 1. Работа над темой. (Узнаем). Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.
Компонент 2. Работа над проектом. (Делаем). Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме. По завершении представляют готовые проекты.
Сочетание общей дисциплины и свободы выбора.
Дисциплина: одна тема на всех, общее время перехода от работы над темой к работе над проектами, общее начало работы над новой темой.
Свобода выбора: свободный выбор своей индивидуальной темы (в рамках общей темы), свободный выбор проектов.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.10.2023
Дата обновления: 10.10.2023
Дата публикации: 04.09.2023