Особенности организации игры в шашки с детьми 6-7 лет

16.05.2022

Выдающий французский мыслитель  Жан-Жак Руссо считал, что, несмотря на предельно простые правила, шашки существуют, чтобы родить гения!

«… Без шахмат и шашек нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти…» Василий Александрович Сухомлинский.

Сегодня, как никогда, от педагога требуется выработать новое мышление, в процессе своей деятельности при выборе методов воздействия на ребенка постоянно учитывать его интересы и наклонности.                                                                                                                       

Древняя игра в шашки как раз отвечает всем этим требованиям.

      Обучение дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняшний день. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шашки, позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. 

     Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам.    

      Игра в шашки развивает:

ü логическое мышление;

ü смекалку;

ü сообразительность;

ü вырабатывает умение мыслить абстрактно;

ü воспитывает усидчивость,

ü пространственное воображение;

ü развивает способность действовать в уме;

ü самое главное – развивает память.

         Шашки – это средство для умственного развития детей.

Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка.

Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить дарования.    

         Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Занимаясь  шашками, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.

 

Советы обучающим непрофессионалам

Научить играть с нуля ребенка не так просто – придется рассказывать ему абсолютно все, даже то, что взрослые привыкли считать очевидным.

         Проблема кроется еще и в том, что ребёнок должен все это запомнить сразу, а это и тяжело, и не всегда интересно. Поэтому дети с готовностью откликаются на предложение педагога поиграть в новую интересную игру шашки , но быстро теряют к ней интерес. Обучить детей играть в шашки можно , но такая работа требует времени и систематичности занятий. Нельзя всё валить в одну кучу и научить ребёнка играть в шашки за один вечер.

Пробуждаем интерес.  Для начинающих детей  сухая теория может быть неинтересной. Заинтересовать их можно, рассказывая о шашках как об увлекательном действе. Например, мальчишкам преподнести их как военную стратегию.

Девочку можно заинтересовать рассказом о том, что у нее есть королевство, против которого ведет войну другое королевство. 12 ее верных солдат (или рыцарей) будут отважно защищать свою прекрасную королеву от 12 вражеских воинов.

При таком подходе желание научиться играть у детей возникнет наверняка. Не нужно читать им долгие лекции о том, как полезно тренировать логику и память. Пусть почувствуют себя предводителями, полководцами, стратегами.

Приглашая  ребёнка  поиграть, можно каждый раз подготавливать новую историю о том, какие «уровни» ему нужно пройти, чтобы завоевать главный трофей, победить дракона, спасти кого-то и т. д. Примеров можно найти множество – достаточно просмотреть современные телефонные игры и перенести сюжет на шашечное поле.

         Знакомство и обучение детей   игре в шашки должно происходить  поэтапно, по принципу от простого к сложному:

на первом   этапе    вызываю   интерес к игре через представление презентаций, которые знакомят  детей с историей шашек, просмотр мультфильмов поддерживает интерес ребят к шашечной игре. Затем знакомлю  детей с шашечной доской, которая имеет белые и черные поля, чередованием белых и черных полей на шашечной доске, расположением доски между партнерами,  с правилами обращения с шашками и правилами шашистов.

ü    Четко формулирую  суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. (Просмотр  видеофильма «Про  поросенка, который  умел  играть  в  шашки».  Чтение и инсценировка дидактической сказки «Королевство шашек».                                                                                        Чтение книги "Зайкины шашки" Юровский Е.М., Кондратьева Л.П).

ü     Знакомлю детей  с историей возникновения этой игры (презентация).

ü     Затем даю детям задания, которые позволяют им ближе познакомится с шашечноё доской (игры "Собери пазлы" (шашечную доску), "Нарисуй волшебную доску ").

ü    Вызывает интерес у детей работа в шашечной мастерской: рисование шашек, лепка, работа с бумажной пластикой.

ü    Далее учимся   правильно расставлять шашки на игровом поле, " Кто быстрее раставит шашки на игровом поле".

ü    Объясняю, почему все шашки ставятся только на темные клеточки (это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре) и так далее.

ü    Знакомство  с правилами поведения во время игры.

Джентльменские правила шашистов

В знак уважения друг к другу в начале и в конце партии соперники пожимают руки. Таким образом, в начале игры это способствует дружелюбному настрою, а в конце, несмотря на то, что есть победитель и проигравший, снимается напряжение.

Коснувшись рукой шашки, игрок обязан сделать ход именно ею.Хочу такой сайт

Если игрок хочет поправть шашку он должен предупредить об этом соперника , сказав при этом : "Поправляю".

Отвлекать внимание партнера по игре, подсказывать – строго запрещено. Шулерство, как и всякого рода махинации не в почете в приличном обществе.

Играть тихо, размеренно, не швыряя фигурки, переставляя их без лишнего шума – признаки воспитанного человека.

Смеяться над проигрышем соперника – неприемлемо. Уважение к человеку в любой ситуации – признак благородства.

На втором этапе знакомлю   детей с понятиями «диагональ», «горизонтальная линия», «вертикаль», с количеством диагоналей, полей на доске, отличительными особенностями горизонтальной и вертикальной линии.     Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например: дерево, стена дома, окно, столб и т.д. После этого найдите отличие от вертикали, расположенной на шашечной доске - игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально». Чтение книги "Зайкины шашки" Юровский Е.М., Кондратьева Л.П.

          На третьем этапе пришло время познакомить детей с  правилами ходов в игре  шашечные ходы игры: «Прогуляйся по улице» (а, в, с … ), «Поднимитесь на лифте» (до нужной цифры), «Ракеты» (пролететь по черным диагоналям, по белым, по самым длинным, по диагоналям из пяти белых клеток, четырех черных и т.д.).  

         После того, как дети усвоили общие сведения о шашках, можно приступать к знакомству с основными правилами игры.  Стихотворный вариант правил, очень помогает детям быстро освоить правила этой умной игры.


·        Начинать бой можешь смело –

Первый ход всегда за белой!

 

·        Шашки медленно, но метко

Шагают лишь по черным клеткам!

 

·        Наверно, шашкам не везет,

Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!

 

·        Знают все: и стар, и млад,

Шашкой бьем вперед – назад!                                    

 

·        Шашка соперника сразу погибнет,

Если твоя ее перепрыгнет!

 

·        Поля вдруг конец настанет,

Сразу шашка «дамкой» станет!

 

·        Чтоб твою «дамку» не поймали,

Ход ее по всей диагонали!

 

·        Цель игры – побить «врагов»

           И чтоб им не было ходов


Помимо основных правил, необходимо учить ребенка видеть все поле, просчитывать возможные ловушки противника, предвидеть развитие ситуации после каждого хода.

    На  четвертом этапе  закрепляем  ориентировку на доске,  адреса клеток с использованием цифр и букв. Продолжаем  изучение правил игры в шашки: правила взятия дамками в русских шашках. Игра: «Почтальон  разносит «письма» по адресам» (где буква - название улицы, а цифра - «номер дома»). Дидактическая игра «Составь доску», «Путешествие» (фигуры путешествуют по доске, стараясь как можно скорее попасть на названное педагогом шашечное поле: страну).

   Победа в шашечном бою. На данном этапе важным является умение управлять своим поведением в ходе игровых действий. Закрепляем  игровые навыки, и дети совершенствуются в решении диаграмм.  Дидактическая игра «Чего не стало» или «Что изменилось».  Дети, успешно освоившие правила игры назначаются помощниками педагога. Они совместно с воспитателем помогают другим детям, и очень горды своей ролью.  


   На пятом этапе  изучаем  правила игры, знакомим с понятием - ничья в шашках. Развиваем  практические навыки  игры в шашки.  Практикую парные игры детей и индивидуальные игры с отдельными детьми.

  Родителям  следует  поддержать интерес ребенка к шашкам, поиграть с ним дома. При этом важно обратить внимание на то, что не стоит идти по пути «в поддавки». Дошкольник должен научиться проигрывать, тем более что проигрыш от близких людей  он воспринимает менее  болезненно,  чем от сверстника, или проигрыш «на глазах у всех».

Важно  – быть мудрым наставником: не принуждать, не высмеивать или не ругать за поражение, хвалить за успех, не поддаваться (разве что иногда), объясняя, что проигрыш нужен для работы над ошибками и для будущих побед.

И еще – не переутомлять ребенка: даже самое интересное занятие, если посвящать ему все свободное время, в конце концов, просто надоест, не говоря уже о нагрузке на нервную систему, от которой внимательность, память, логика и усидчивость зависят напрямую.

Главное в обучение в игре в шашке - это доставить радость от живого общения, соперничества в ходе игры, сделать  игру в шашки привлекательной, интересной для всех воспитанников группы, такой же любимой, как игры с конструкторами, машинками и куклами.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 16.05.2022

Дата обновления: 16.05.2022

Дата публикации: 16.05.2022

Комментарии0

Новый комментарий

Новый комментарий

image
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».