Использование стретчинга и йоги для развития гибкости дошкольников.

22.02.2022

         Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Дошкольный возраст - наиболее ответственный период в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту. Важнейшим средством в решении задач физического воспитания детей дошкольного возраста является воспитание психофизических качеств, к которым относится гибкость.

           Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В некоторых суставах - плечевом, тазобедренном - человек обладает большой подвижностью, в других - коленном, лучезапястном, голеностопном - амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль. Но, к сожалению, многие педагоги недооценивают значение гибкости для полноценного здоровья и жизнедеятельности детей в процессе их взросления.                    Вместе с тем, развитие гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем.

        Проблема развития гибкости у детей дошкольного возраста актуальна в настоящее время еще и потому, что большинство используемых физических упражнений при традиционном физическом воспитании лишь косвенно влияют на это психофизическое качество и не позволяют достигать оптимального уровня его развития. Большие возможности для развития гибкости даёт использование технологии «стретчинг».

         Само название "стретчинг", является производным от английского слова stretch, означающего тянуть, растягивать. Подобная аэробика является эффективным инструментом для растягивания мышц, нормализации биологических процессов и стимуляции организма в целом. Это - специально разработанная система упражнений, направленных на совершенствование гибкости и подвижности в суставах, а вместе с тем и на укрепление этих суставов, тренировку мышечно-связочного аппарата с целью улучшения эластических свойств, создание прочных мышц и связок.

        Стретчинг представляет собой совершенно новый подход, новый способ решения проблем физического воспитания, открывает новые возможности при работе с детьми. Исследованиями этой проблемы занималась В.А.Сегаль и некоторые другие ученые.

       У этого направления нет создателя и определенной даты основания. Предположительно, что направление появилось, вытекая из медицины, которая с древних времен выявила связь между состояниями мышц, суставов и кожи и здоровьем человека.

        Упражнения использовались спортсменами перед соревнованиями в Древнем Риме, а также многих других цивилизациях.

        Как отдельное спортивное направление, стретчинг стал благодаря подготовкам спортсменов. Первый раз растяжка была продемонстрирована в Швеции в 50-х годах, как система упражнений, а спустя двадцать лет, стала активно внедряться в спорт. В 80-х годах уже ни один спортсмен не начинал тренировку без растяжки.

Суть этой системы состоит в том, что с помощью очень медленных и плавных движений (сгибаний и разгибаний), направленных на растягивание той или иной группы мышц, принимается и удерживается в течение некоторого времени определенная поза. Таким образом, стретчинг - это метод фиксированной растяжки.

           Основополагающим принципом стретчинга является регулярность и постепенность растяжки, ее абсолютная безболезненность. Методика стретчинга основывается на естественных свойствах мышц: ползучести и релаксации.

       Ползучесть - это свойство мышц изменять с течением времени при той же нагрузке и напряжении свою длину.

Релаксация - это свойство мышц расслабляться с течением времени при той же нагрузке и напряжении.

Стретчинговые упражнения помогают расслаблять мышцы с помощью растяжки, не перенапрягая их. Методика стретчинга стоит на позициях, принципиально отличающихся от традиционных форм выполнения физических упражнений. Согласно этой методике, лучше недорастянуть мышцу, чем перерастянуть ее, тогда как при правильном выполнении упражнения всегда остается запас растяжки.  

        Каждый раз, выполняя упражнения с запасом растяжки, мышца тем самым подготавливается к большему растяжению, постепенно она перестает чувствовать напряжение (в основе возникновения такого мышечного изменения лежит свойство ползучести).

Таким образом, постепенно, без перерастяжки и перенапряжения, можно сделать мышцы эластичными, а тело гибким.

        Стретчинг не оказывает стрессового воздействия на организм, не вызывает неприятных ощущений, наоборот, успокаивает и расслабляет тело, помогает ощущать работу мускулатуры, ближе узнать свое тело.

Отличительной особенностью метода стретчинга является то, что его упражнения основаны на осознании ребенком своей деятельности. Выполнение стретчинговых упражнений предполагает активное включение в этот процесс таких психических функций, как ощущение, внимание, память, мышление.

       Комплекс ощущений, возникающих каждый раз при принятии той или иной позы, закладывает основу для правильного выполнения упражнений, производит точную и своевременную коррекцию, помогает найти оптимальный путь для решения поставленных задач.

Стретчинговые упражнения лаконичны, понятны, быстро вводят ребенка в рабочий ритм.

       Существует несколько разновидностей стретчинга, каждый из которых основан на разных методах напряжения и расслабления мышц.

Традиционный (статический). Используется обычно по окончании тренировок для снятия напряжения с мышц (и как самостоятельный вид фитнеса). Определённая поза на растяжение удерживается в течение 30-60 секунд, затем плавно тело возвращается в исходное положение.

Динамический. Удержание статического положения в конечной точке происходит после нескольких повторений медленных пружинящих движений.

Баллистический. Мышцы растягиваются с помощью маховых динамичных движений или сгибания туловища, выполняемых с большой амплитудой.

PNF-стретчинг (проприоцептивный нервно-мышечный). Вид лечебного растягивания мышцы. Применяется для восстановления подвижности суставов после травм или хирургического вмешательства. Мышцу сначала нужно напрячь в течение 6 секунд, затем привести в положение статичного растяжения на 10-30 секунд.

Активно-изолированный. Суть этого метода – в напряжении и растягивании мышцы, противоположной той, которую нужно растянуть. Каждое упражнение повторяется 8-12 раз. Позволяет укрепить слабые мышцы или восстановить их после травмы. Менее болезненный по сравнению с традиционным стретчингом.

С партнёром. Вариант статического растягивания, предусматривающий помощь другого человека. Полезен для растяжения тугих мышц, проработать которые самостоятельно проблематично.

Аэростретчинг. Растяжка мышц на полотнах-гамаках в воздушном пространстве. Благодаря его использованию, удаётся существенно сократить нагрузку на суставы, расслабить позвоночник, задействовать большее количество групп мышц. Упражнения не подходят начинающим, поскольку велик риск травм.

Неправильное выполнение упражнения может стать причиной травм и принести больше вреда, нежели пользы. Чтобы стретчинг был безопасным и оказывал лишь положительное воздействие на организм, важно соблюдать несколько несложных правил.

Приступать к растягиванию только после 10-15-минутной разминки. Динамичные движения, выполняемые с небольшой амплитудой, усилят кровоток, повысят температуру мышц. Разогретые мышечные волокна растягиваются эффективнее, снижается риск получить травму.

        Выполнять растягивающие упражнения медленно и плавно, без рывков. Контролировать дыхание. Мышцы следует тянуть на выдохе после глубокого вдоха животом. Задержки дыхания снижают эффективность упражнений.

Удерживать мышцу в растянутом положении 30 секунд. Постепенно следует увеличивать это время до одной минуты. Задерживаться дольше нет смысла, лучше выполнить 2-4 повтора упражнения.

Наращивать частоту, амплитуду и интенсивность движений постепенно, от занятия к занятию.

Нельзя выполнять упражнения через сильную боль. Растягиваться следует до ощущения лёгкого дискомфорта.   

       Стретчинг должен приносить удовольствие.Хочу такой сайт

Желательно заниматься ежедневно или хотя бы 3-4 раза в неделю. Улучшить гибкость можно только с помощью регулярной практики.

      Тренироваться нужно в удобной эластичной одежде, желательно босиком.

    Польза стретчинга

Тонизирует мышцы, дарит бодрость - стретчинг держит все мышцы в тонусе, улучшает настроение и бодрит.

Улучшает кровообращение - это способствует развитию мышц и их более быстрому восстановлению. Подтягивает все тело, делает кожу упругой.

Улучшает равновесие - в стретчинге есть много упражнений, в которых требуется «пружинить» и сохранять равновесие.

Развивает гибкость, пластичность, подвижность суставов и эластичность мышц - это снижает риск появления травм.

Для людей старшего возраста стретчинг – отличная возможность стать подвижнее.

Развивает выносливость - каждое упражнение задействует определенную группу мышц, за счет

которой можно удержаться в принятом положении.

Ускоряет обмен веществ - это полезно для здоровья и сжигания жира.

Расслабляет и обостряет ум - стретчинг учит владеть своим телом: напрягать и расслаблять, балансировать, правильно дышать.

Контролирует стрессоустойчивость - растяжка мышц помогает снимать физическое и моральное напряжение.

      В дошкольном учреждении стретчинг как форма физического воспитания может осуществляться по нескольким направлениям:

-включение в игры, утреннюю гимнастику, физкультурные паузы элементов стретчинга;

-включение стретчинговых упражнений в спортивные досуги и спортивные праздники;

- организация кружковой работы.

    

Йога.  

         В современном мире йога у большинства людей ассоциируется со шпагатом, лотосом, стойками на голове или другими асанами, иногда — с расслаблением. Но это только верхушка айсберга. Нельзя сказать, что работа с физическим телом — это не йога, но основная задача йоги заключается не в этом.

          Рано или поздно тело все равно состарится и умрет. Что будет дальше с сознанием, куда она пойдет? Люди обычно не задаются этим вопросом.

Йога отвечает на самые важные вопросы:

— кто я?

— зачем я живу?

— куда я пойду дальше?

        Самое интересное, что йога дает на этот вопрос не теоретический ответ, а самый что ни на есть практический. Этот ответ возникает в человеке как сложная палитра чувств, как неповторимое, словно отпечатки пальцев, собственное переживание этой жизни.    

        Этот ответ — самый незабываемый опыт, который только может быть у человека. Найти этот ответ, прожить его, почувствовать, — это и есть главная задача йоги. Поэтому практического значения от использования йоги в детском саду нет.

        Детской йогой называют адаптированный курс хатха-йоги. Он похож на гимнастику и содержит доступные формы асан. В нем нет медитаций и попыток глубокого общения с внутренним "Я". Йо́га   — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.

Просмотров всего: , сегодня:

Презентация на тему: "Использование стретчинга и йоги для развития гибкости дошкольников".pptx (скачать)

Дата создания: 22.02.2022

Дата обновления: 22.02.2022

Дата публикации: 22.02.2022

Комментарии0

Новый комментарий

Новый комментарий

image
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».