30.12.2021
Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации (в группе) предоставляет
каждому ребенку равные возможности для его всестороннего развития. Но не всякая
среда может быть развивающей. Организация
развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС должна строиться так, чтобы дать
возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с
учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить
среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную
активность детей.
Развивающая
предметно - пространственная среда - это система условий, но система" живая", требующая с одной стороны
стабильности, с другой стороны - изменений. Это система, которая обеспечивает
развитие ребенка по всем направлениям: физическое, художественно -
эстетическое, речевое, социально - коммуникативное, познавательное.
Какие требования предъявляет ФГОС ДО к развивающей предметно -
пространственной среде?
Развивающая предметно -
пространственная среда должна быть:
1. содержательно-насыщенной
2. трансформируемой
3. полифункциональной
4. вариативной
5. доступной
6. безопасной.
Содержательно - насыщенная – включает средства обучения и
воспитания, материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное,
оздоровительное оборудование. Насыщенность среды способно обеспечить игровую,
познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей,
экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в
том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и
соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно -
пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Обеспечивая реализацию этого требования,
необходимо соблюдать баланс, избегая перенасыщенности и, не забывая о замене
материала. Здесь важно, чтобы элементы среды обладали развивающим
потенциалом.
Трансформируемость – обеспечивает
возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том
числе меняющихся интересов и возможностей детей. Соблюдению этого принципа в современном дошкольном образовании
отводится главная роль. Важно, чтобы сами дети, проявляя свою субъектность,
выступали инициаторами организации РППС, для этого материалы должны быть
легкими и удобными для того, чтобы создать свой мир игры в нужном месте и с
нужными материалами.
Полифункциональность – обеспечивает
возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской
мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных
видах детской активности.
Многофункциональность, именно многофункциональные материалы позволяют развивать
воображение ребенка, которое так необходимо на этапе начального обучения.
Доступность – обеспечение свободного доступа воспитанников
(в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам,
материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность –
все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надѐжности
и безопасности их использования, такими как санитарно - эпидемиологические
правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
В практике своей
работы я разделяю пространство группового помещения на три части:
рабочая зона – включает легкие столы (на
двоих), соединяющиеся в общий стол, или большой стол трансформер; передвижную
двустороннюю доску (на колесиках); на стеллажах, открытых полках шкафов, легких
столах – изобразительные, бросовые материалы настольные конструкторы – для
продуктивной деятельности; объекты для экспериментирования (в том числе
песок-вода), образно-символические и нормативно-знаковые материалы – для
познавательно-исследовательской деятельности;
активная зона – связана с активным
движением, возведением крупных игровых построек и включает небольшой, легко
перемещающийся ковер; на стеллажах и легких столах игрушки разных
сюжетно-образующих типов, в том числе напольные тематические строительные
наборы, переносные игровые макеты – для сюжетной игры; крупные напольные
конструкторы – для продуктивной деятельности;
спокойная зона – включает небольшой ковер,
легкие банкетки или диван-трансформер,
один-два легких столика; на стеллажах, открытых полках шкафов, легких
столах – подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями
– для чтения художественной литературы; книги познавательного характера,
тематические альбомы, словари, атласы, образно-символические и нормативно-знаковые
материалы – для познавательно-исследовательской деятельности; настольные игры с
правилами, наборы для сюжетной режиссерской игры – для игровой деятельности.
Остановимся на активной зоне.
Что мы наблюдаем в групповых помещениях детского сада? В типовом
здании дошкольного учреждения
площадь групповой комнаты почти равнозначна спальне. В спальне находятся кровати по количеству детей и, соответственно,
пространство спальни используется только для сна. При этом в спальне ребенок находится всего
2-2,5 часа из 12 часов пребывания в детском саду, все остальное время (около
6-7 часов), исключая прогулку, когда занимается, кушает, он в основном
находится в пространстве игровой
комнаты. То есть, помещение достаточно большое по
площади, практически никак не используется для развития ребенка.
Теперь посмотрим на групповую комнату: значительная часть комнаты занята
столами, зонами для сюжетных игр и отдыха. Поэтому для развития крупной
моторики, для разворачивания разных видов детской деятельности, двигательной
активности остается небольшая часть групповой комнаты.
В игровой
комнате играют все дети, а рядом в спальне на
такой же площади стоят кровати. Встает вопрос, каким образом расширить пространство для ребенка, чтобы он мог свободно подвигаться и
уединиться, создать большую постройку и заняться другими интересными для
ребенка делами?
В связи с
нынешней укомплектованностью групп в детских садах, появляется потребность в
расширении их пространства.
Ведь детям не хватает места для игр, они элементарно устают от шума, который
образуется в процессе игры детей или
игр нескольких подгрупп по интересам.
Эта проблема в
нашей группе решена! Благодаря трансформируемым
выдвижным кроватям, спальня получилась
предельно функциональной, что помогает ребёнку проявиться и дает свободу выбора
того вида деятельности, который необходим ему в данный момент.
В спальне работает принцип гибкого
перемещения, который заключается в организации различных пересекающихся сфер
активности, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями
свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами
деятельности.
Освободившееся пространство спальни помогает
детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план
действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и
игрушки, заниматься конструктором или зарисовывать свои свежие впечатления.
Задвинув
выдвижные кровати, мы превращаем спальню
в комнату отдыха–релаксации, место для репетиций, показа концертных и
театрализованных постановок, игровую, образовательную, творческую мастерскую, а также спортивную
зону.
Современным
детям не хватает двигательной активности. При помощи таких
трансформируемых спален
пространство для движения возрастает от 30 до 80% в одном групповом
помещении. В связи с этим спортивный уголок мы перенесли в спальню, не
переживая, что дети смогут травмироваться из-за ограничения пространства.
Все это возможно
благодаря появившемуся свободному помещению и гибкому перемещению ребенка по
всему пространству группы. Как раз вот такая спальня, с выдвижными кроватями, и
есть решение многих проблем, касающихся нехватки пространства.
Все зависит от
желания воспитателя, его фантазии и фантазии детей. Ведь, зачастую, именно дети являются мотиваторами для
создания чего-то нового!
Под такими
кроватями очень удобно проводить влажную уборку, они свободно перемещаются в
сложенном виде, на фиксируемых колесах.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.12.2021
Дата обновления: 21.01.2022
Дата публикации: 30.12.2021
Комментарии0
Новый комментарий