Использование полезного пространства в спальне в соответствии с СанПиН и ФГОС ДО

30.12.2021

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации (в группе) предоставляет каждому ребенку равные возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную активность детей.

         Развивающая предметно - пространственная среда - это система условий, но система" живая", требующая с одной стороны стабильности, с другой стороны - изменений. Это система, которая обеспечивает развитие ребенка по всем направлениям: физическое, художественно - эстетическое, речевое, социально - коммуникативное, познавательное.

Какие требования  предъявляет ФГОС ДО к развивающей предметно - пространственной среде?

Развивающая предметно - пространственная среда должна быть:

1. содержательно-насыщенной
2. трансформируемой
3. полифункциональной
4. вариативной
5. доступной
6. безопасной.

Содержательно - насыщенная – включает средства обучения и воспитания, материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование. Насыщенность среды способно обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Обеспечивая реализацию этого требования, необходимо соблюдать баланс, избегая перенасыщенности и, не забывая о замене материала. Здесь важно, чтобы элементы среды обладали развивающим потенциалом. 

Трансформируемость – обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей. Соблюдению этого принципа  в современном дошкольном образовании отводится главная роль. Важно, чтобы сами дети, проявляя свою субъектность, выступали инициаторами организации РППС, для этого материалы должны быть легкими и удобными для того, чтобы создать свой мир игры в нужном месте и с нужными материалами. 

Полифункциональность – обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности.

Многофункциональность, именно многофункциональные  материалы позволяют развивать воображение ребенка, которое так необходимо на этапе начального обучения.

Доступность – обеспечение свободного доступа воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надѐжности и безопасности их использования, такими как санитарно - эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности. 

В практике своей работы я разделяю пространство группового помещения на три части:

рабочая зона – включает легкие столы (на двоих), соединяющиеся в общий стол, или большой стол трансформер; передвижную двустороннюю доску (на колесиках); на стеллажах, открытых полках шкафов, легких столах – изобразительные, бросовые материалы настольные конструкторы – для продуктивной деятельности; объекты для экспериментирования (в том числе песок-вода), образно-символические и нормативно-знаковые материалы – для познавательно-исследовательской деятельности;

активная зона – связана с активным движением, возведением крупных игровых построек и включает небольшой, легко перемещающийся ковер; на стеллажах и легких столах игрушки разных сюжетно-образующих типов, в том числе напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты – для сюжетной игры; крупные напольные конструкторы – для продуктивной деятельности;

спокойная зона – включает небольшой ковер, легкие банкетки или диван-трансформер,  один-два легких столика; на стеллажах, открытых полках шкафов, легких столах – подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями – для чтения художественной литературы; книги познавательного характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно-символические и нормативно-знаковые материалы – для познавательно-исследовательской деятельности; настольные игры с правилами, наборы для сюжетной режиссерской игры – для игровой деятельности.

Остановимся на активной зоне.

Что мы наблюдаем в групповых помещениях детского сада? В типовом здании дошкольного учреждения площадь групповой комнаты почти равнозначна спальне.  В спальне находятся кровати по количеству детей и, соответственно, пространство спальни используется только для сна. При этом в спальне ребенок находится всего 2-2,5 часа из 12 часов пребывания в детском саду, все остальное время (около 6-7 часов), исключая прогулку, когда занимается, кушает, он в основном находится в пространстве игровой комнаты.  То есть, помещение достаточно большое по площади, практически никак не используется для развития ребенка. Хочу такой сайт

Теперь посмотрим на групповую комнату: значительная часть комнаты занята столами, зонами для сюжетных игр и отдыха. Поэтому для развития крупной моторики, для разворачивания разных видов детской деятельности, двигательной активности остается небольшая часть групповой комнаты. 

В игровой комнате играют все дети, а рядом в спальне на такой же площади стоят кровати. Встает вопрос, каким образом расширить пространство для ребенка, чтобы он мог свободно подвигаться и уединиться, создать большую постройку и заняться другими интересными для ребенка делами?

В связи с нынешней укомплектованностью групп в детских садах, появляется потребность в расширении их пространства. Ведь детям не хватает места для игр, они элементарно устают от шума, который образуется в процессе игры детей или игр нескольких подгрупп по интересам.

Эта проблема в нашей группе решена! Благодаря трансформируемым  выдвижным кроватям, спальня получилась предельно функциональной, что помогает ребёнку проявиться и дает свободу выбора того вида деятельности, который необходим ему в данный момент.

В спальне работает принцип гибкого перемещения, который заключается в организации различных пересекающихся сфер активности, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.

Освободившееся пространство спальни помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки, заниматься конструктором или зарисовывать свои свежие впечатления.

Задвинув выдвижные кровати, мы превращаем  спальню в комнату отдыха–релаксации, место для репетиций, показа концертных и театрализованных постановок, игровую, образовательную,  творческую мастерскую, а также спортивную зону.

Современным детям не хватает двигательной активности. При помощи таких трансформируемых спален пространство для движения возрастает от 30 до 80% в одном групповом помещении. В связи с этим спортивный уголок мы перенесли в спальню, не переживая, что дети смогут травмироваться из-за ограничения пространства.

Все это возможно благодаря появившемуся свободному помещению и гибкому перемещению ребенка по всему пространству группы.    Как раз вот такая спальня, с выдвижными кроватями, и есть решение многих проблем, касающихся нехватки пространства.

Все зависит от желания воспитателя, его фантазии и фантазии детей. Ведь, зачастую, именно дети являются мотиваторами для создания чего-то нового!

Под такими кроватями очень удобно проводить влажную уборку, они свободно перемещаются в сложенном виде, на фиксируемых колесах.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 30.12.2021

Дата обновления: 21.01.2022

Дата публикации: 30.12.2021

Комментарии0

Новый комментарий

Новый комментарий

image
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».